На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику в 2024/2025 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект "Апробация методического обеспечения по выявлению и развитию одарённости воспитанников (2024-2026)".
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну: Экспериментальный проект позволит проверить результаты научного исследования «Разработать научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования»: апробировать диагностический инструментарий по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников, а также определить эффективность разработанных индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями.
Актуальность исследования проблемы одаренности, таланта относительно дошкольного детства обусловлена тем, что данный возраст имеет особенную значимость в развитии человека (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.), «набирает возможности для построения пространства возможностей» (Н.Е. Веракса, 2019); ранние ростки дарований в наибольшей степени зависят от отношения и действий взрослых и нуждаются в поддержке.
На сегодняшний день одним из принципов государственной политики в сфере образования является принцип инклюзии, обеспечивающей равный доступ к получению образования с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами) (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2022 г., статья 2). А это означает, что на государственном уровне понимается значимость развития одаренных и талантливых детей.
В 2022–2023 гг. была выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» тема НИР «Разработать научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования» (№ ГР 20220690). Результатом данного исследования стали выявленные концептуальные основания психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования (современные подходы к пониманию сущности одаренности и таланта детей в период дошкольного детства, подходы к выявлению и диагностике одаренных и талантливых детей), а также разработанные макетные образцы методических рекомендаций по разработке индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность), методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению талантливых детей дошкольного возраста (психологические и методические аспекты) в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования.
Актуальность заявленной проблемы продиктована потребностью:
- в организации образовательного процесса для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями, отвечающего нормам, структурным и функциональным требованиям современного образования;
- в повышении психолого-педагогической культуры педагогических работников в вопросах образования и воспитания одаренных детей дошкольного возраста;
- в реализации социальных ожиданий относительно образования одаренных детей, ориентированных на философию успешности личности и социального заказа, сделавшего востребованным деятельностный тип личности.
Гипотеза: своевременное выявление одаренности, таланта воспитанника на этапе дошкольного возраста позволит оказать ему психолого-педагогическое сопровождение с учетом особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, организовать индивидуальный образовательный процесс.
Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждений дошкольного образования.
Задачи:
- Апробировать диагностический инструментарий по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников.
- Апробировать индивидуальные учебные планы и индивидуальные учебные программы для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность).
- Выявить эффективность апробируемых материалов.
В основу разработки экспериментального проекта были положены идеи и положения психолого-педагогических исследований следующих авторов:
положения о значимости дошкольного возраста в развитии человека (Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.);
положения о природе одаренности, таланта, его структуре (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков; Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др.); идеи образования детей дошкольного возраста с признаками разных видов одаренности (Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, Н.С. Старжинская, В.Н. Шебеко, А.Н. Белоус, Л.Б. Горунович);
коммуникативный (В.А. Барабанщиков, Л.П. Киященко, И.К. Лисеев, Б.Ф. Ломов и др.), культурологический (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, Н.Б. Крылова и др.), личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходы в образовании;
идеи развития детского творчества и культуротворчества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков и др.).
Проект рассчитан на 2 года: 2024–2026 гг.
1 этап – организационный: сентябрь-октябрь 2024 г.
- Присвоение учреждению дошкольного образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
- Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях дошкольного образования, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
- Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования.
- Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности:
- организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (организация методических объединений, создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);
- организация и проведение занятий постоянно-действующего семинара-практикума.
2 этап – основной реализационный: ноябрь 2024 г. - март 2025 г.
- Апробация диагностического инструментария по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников 4–5, 5–6 лет (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик).
- Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик, заведующие учреждениями дошкольного образования).
- Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с педагогами-экспериментаторами методических объединений, семинаров-практикумов, online-вебинаров (руководитель проекта).
- Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
- Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (руководитель проекта).
- Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта, Академией образования (постоянно и по мере необходимости).
3 этап – рефлексивно-аналитический: апрель-май 2025 г.
- Анализ и обсуждение промежуточных результатов экспериментального проекта.
- Интерпретация и обобщение промежуточных результатов экспериментальной работы. Подготовка промежуточных отчетов о результатах экспериментальной деятельности (руководитель проекта).
- Предоставление в Академию образования промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности.
4 этап – организационный: сентябрь 2025 г.
- Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности:
- организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (организация методических объединений, создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);
- организация и проведение занятий постоянно-действующего семинара-практикума.
5 этап – основной реализационный: октябрь 2025 г. - март 2026 г.
- Апробация индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность) (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик).
- Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: руководитель проекта, заведующие учреждениями дошкольного образования).
- Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с педагогами-экспериментаторами методических объединений, семинаров-практикумов, online-вебинаров (руководитель проекта).
- Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
- Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (руководитель проекта).
- Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта, Академией образования (постоянно и по мере необходимости).
6 этап – рефлексивно-аналитический: апрель-май 2026 г.
- Проведение повторной диагностики, направленной на выявление результатов освоения воспитанниками с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность) индивидуальных учебных программ в рамках реализации индивидуальных учебных планов.
- Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности (руководитель проекта).
- Предоставление в экспертный совет Академии образования отчета о результатах экспериментальной деятельности.
- Предоставление в экспертный совет Академии образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике.
- 5. Обобщение опыта работы по проблеме исследования, его презентация перед педагогическим сообществом.
Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2024/2025 учебном году