Экспериментальная деятельность

2022-2023 год - «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)»

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику

В 2022/2023 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)».

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну:

В процессе реализации экспериментального проекта впервые будут апробированы дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации) разработанные с учетом особенностей развития логического мышления воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), способствующие освоению элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей дошкольного возраста, ориентированного на развитие умственных способностей, логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. Важнейшим в старшем дошкольном возрасте представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка. Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова убедительно доказывают, что начало формирования основных логических структур мышления осуществляется в старшем дошкольном возрасте. Эти данные обосновывают важность периода старшего дошкольного возраста, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для данного возраста.

В психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделено целенаправленному формированию логических приемов мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков). Однако недооценена значимость использования настольных логических игр в развитии логического мышления ребенка старшего дошкольного возраста, а ведь именно игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста стимулирует умственное развитие, создает условия для развития логического мышления. Такие настольные логические игры как шашки и шахматы признаются универсальными дисциплинами игрового характера, направленными на воспитание общей культуры, логического и творческого мышления (С.Д. Неверкович). Благодаря этим играм ребенок учится самостоятельно оперировать понятиями логики, использовать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения; у ребенка развивается пространственное мышление, формируются навыки планирования действий, развивается произвольная память и способность к длительной концентрации внимания на одном объекте.

В 2021 году была выполнена научно-исследовательская работа «Разработать научно-методическое обеспечение обучения детей старшего дошкольного возраста настольным логическим играм» (№ 20211570). Результатом данного исследования является разработка дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста. Разработанный дидактический материал требует апробирования в рамках экспериментального проекта «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста» с целью определения его эффективности, результативности и целесообразности внедрения в образовательную практику учреждений дошкольного образования Республики Беларусь.

Цель проекта:

определение эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.

Основными задачами являются:

  • способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста логических приемов мышления в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков).
  • развивать логические, исследовательские и математические способы познания: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, умение делать простейшие выводы и обобщения, доказывать и защищать свои идеи;
  • воспитывать интерес к содержанию и процессу познания через игры, которые стимулируют умственное развитие, создают условия для развития логического мышления.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2022/2023 учебном году 

свернуть

2021-2022 учебный год - Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

На основании пункта 4 статьи 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункта 26 Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251, приказа министерства образования

В 2021/2022 году ГУО "Ясли-сад № 239 г. Минска" реализуется экспериментальный проект «Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

Суть эксперимента 

Экспериментальный проект представляет собой экспериментальную систему, включающую в себя цель и задачи, а также научно-методический материал по обучению детей старшего  дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).

Содержание обучения основам робототехники (технического конструирования) детей старшего дошкольного возраста включено в образовательные области «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство» учебной программы дошкольного образования.

Составляющие механизма апробации проекта

Экспериментальный проект позволит проверить результаты научного исследования НИР «Разработать научно-методическое обеспечение обучения основам робототехники (технического конструирования) детей дошкольного возраста» в сфере дошкольного образования: определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) включает цель и задачи, содержание, основные направления работы с детьми, этапы организации учебно-конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках каждого из направлений обучения основам технического конструирования, формы, методы и методические приемы обучения, педагогические условия организации обучения, диагностику данной методики.

Методические рекомендации по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) представлены конспектами занятий для детей от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет (по 28 конспектов занятий на каждый возрастной этап).

Новизна проекта

В настоящее время робототехника является педагогической технологией, представляющей передовые направления науки и техники, являющейся относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста, формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум. Назрела потребность: в систематизации, научном обосновании и компактной фиксации разрозненного педагогического опыта в республике по данной проблеме; в формировании предложений по организации образовательного процесса, отвечающего нормам, структурным и функциональным требованиям современного образования в аспекте внедрения основ робототехники (технического конструирования) в учреждения дошкольного образования; в объединении игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставлением ребенку возможности в полной мере проявить свои творческие способности; в реализации социальных ожиданий относительно образования, ориентированных на философию успешности личности, и социального заказа, сделавшего востребованным деятельностный тип личности.

Результаты,  проектный продукт

Результаты научного исследования в сфере дошкольного образования позволят определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования:

  1. Научно обоснованных концептуальных подходов обучения детей дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  2. Разработанного содержания и методики обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  3. Разработанных методических рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования)

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2021/2022 учебном году 

 

свернуть
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов