Экспериментальная деятельность

2024-2025 учебный год: Апробация методического обеспечения по выявлению и развитию одарённости воспитанников (2024-2026)

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику в 2024/2025 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект "Апробация методического обеспечения по выявлению и развитию одарённости воспитанников (2024-2026)".

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну: Экспериментальный проект позволит проверить результаты научного исследования «Разработать научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования»: апробировать диагностический инструментарий по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников, а также определить эффективность разработанных индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями. 

Актуальность исследования проблемы одаренности, таланта относительно дошкольного детства обусловлена тем, что данный возраст имеет особенную значимость в развитии человека (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.), «набирает возможности для построения пространства возможностей» (Н.Е. Веракса, 2019); ранние ростки дарований в наибольшей степени зависят от отношения и действий взрослых и нуждаются в поддержке.

На сегодняшний день одним из принципов государственной политики в сфере образования является принцип инклюзии, обеспечивающей равный доступ к получению образования с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами) (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2022 г., статья 2). А это означает, что на государственном уровне понимается значимость развития одаренных и талантливых детей.

В 2022–2023 гг. была выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» тема НИР «Разработать научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования» (№ ГР 20220690). Результатом данного исследования стали выявленные концептуальные основания психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования (современные подходы к пониманию сущности одаренности и таланта детей в период дошкольного детства, подходы к выявлению и диагностике одаренных и талантливых детей), а также разработанные макетные образцы методических рекомендаций по разработке индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность), методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению талантливых детей дошкольного возраста (психологические и методические аспекты) в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования.

Актуальность заявленной проблемы продиктована потребностью:

  • в организации образовательного процесса для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями, отвечающего нормам, структурным и функциональным требованиям современного образования;
  • в повышении психолого-педагогической культуры педагогических работников в вопросах образования и воспитания одаренных детей дошкольного возраста;
  • в реализации социальных ожиданий относительно образования одаренных детей, ориентированных на философию успешности личности и социального заказа, сделавшего востребованным деятельностный тип личности.

Гипотеза: своевременное выявление одаренности, таланта воспитанника на этапе дошкольного возраста позволит оказать ему психолого-педагогическое сопровождение с учетом особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, организовать индивидуальный образовательный процесс.

Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждений дошкольного образования.

Задачи:

  1. Апробировать диагностический инструментарий по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников.
  2. Апробировать индивидуальные учебные планы и индивидуальные учебные программы для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность).
  3. Выявить эффективность апробируемых материалов.

В основу разработки экспериментального проекта были положены идеи и положения психолого-педагогических исследований следующих авторов:

положения о значимости дошкольного возраста в развитии человека (Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.);

положения о природе одаренности, таланта, его структуре (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков; Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др.); идеи образования детей дошкольного возраста с признаками разных видов одаренности (Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, Н.С. Старжинская, В.Н. Шебеко, А.Н. Белоус, Л.Б. Горунович);

коммуникативный (В.А. Барабанщиков, Л.П. Киященко, И.К. Лисеев, Б.Ф. Ломов и др.), культурологический (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, Н.Б. Крылова и др.), личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходы в образовании;

идеи развития детского творчества и культуротворчества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков и др.).

Проект рассчитан на 2 года: 2024–2026 гг.

1 этап – организационный: сентябрь-октябрь 2024 г.

  1. Присвоение учреждению дошкольного образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  2. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях дошкольного образования, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования.
  4. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности:
  • организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (организация методических объединений, создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);
  • организация и проведение занятий постоянно-действующего семинара-практикума.

 2 этап – основной реализационный: ноябрь 2024 г. - март 2025 г.

  1. Апробация диагностического инструментария по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников 4–5, 5–6 лет (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик).
  2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик, заведующие учреждениями дошкольного образования).
  3. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с педагогами-экспериментаторами методических объединений, семинаров-практикумов, online-вебинаров (руководитель проекта).
  4. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
  5. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (руководитель проекта).
  6. Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта, Академией образования (постоянно и по мере необходимости).

 3 этап – рефлексивно-аналитический: апрель-май 2025 г.

  1. Анализ и обсуждение промежуточных результатов экспериментального проекта.
  2. Интерпретация и обобщение промежуточных результатов экспериментальной работы. Подготовка промежуточных отчетов о результатах экспериментальной деятельности (руководитель проекта).
  3. Предоставление в Академию образования промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности.

 4 этап – организационный: сентябрь 2025 г.

  1. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности:
  • организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (организация методических объединений, создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);
  • организация и проведение занятий постоянно-действующего семинара-практикума. 

5 этап – основной реализационный: октябрь 2025 г. - март 2026 г.

  1. Апробация индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность) (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик).
  2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: руководитель проекта, заведующие учреждениями дошкольного образования).
  3. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с педагогами-экспериментаторами методических объединений, семинаров-практикумов, online-вебинаров (руководитель проекта).
  4. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
  5. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (руководитель проекта).
  6. Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта, Академией образования (постоянно и по мере необходимости).

6 этап – рефлексивно-аналитический: апрель-май 2026 г.

  1. Проведение повторной диагностики, направленной на выявление результатов освоения воспитанниками с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность) индивидуальных учебных программ в рамках реализации индивидуальных учебных планов.
  2. Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности (руководитель проекта).
  3. Предоставление в экспертный совет Академии образования отчета о результатах экспериментальной деятельности.
  4. Предоставление в экспертный совет Академии образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике.
  5. 5. Обобщение опыта работы по проблеме исследования, его презентация перед педагогическим сообществом.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2024/2025 учебном году

свернуть

2023-2024 год - «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)»

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику в 2022/2023 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)» (2022-2023).

Цель проекта:

определение эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.

Основными задачами являются:

способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста логических приемов мышления в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков);

развивать логические, исследовательские и математические способы познания: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, умение делать простейшие выводы и обобщения, доказывать и защищать свои идеи;

воспитывать интерес к содержанию и процессу познания через игры, которые стимулируют умственное развитие, создают условия для развития логического мышления.

Организационный этап: сентябрь-октябрь 2023 г.

  1. Присвоение учреждению дошкольного образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  2. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях дошкольного образования, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования.
  4. Уточнение диагностического инструментария оценки эффективности экспериментальной работы.
  5. Проведение педагогической диагностики, направленной на выявление результатов освоения воспитанниками от 5 до 7 лет учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Элементарные математические представления», познавательное развитие («Развитие мышления»)).
  6. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме экспериментальной деятельности:

     7.1. организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);

         7.2. организация и проведение занятий постоянно-действующих семинаров-практикумов на темы: «Игры и упражнения логико-математического содержания в развитии операций мышления у детей старшего дошкольного возраста», «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка в игровой деятельности»; разработка интерактивного плаката «Путешествие в мир шахмат и шашек»; консультации: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы и шашки», «Роль дидактических игр и упражнений в развитии операций логического мышления (сравнение, анализ, синтез и обобщение) у детей старшего дошкольного возраста».

  1. Проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных, индивидуальных предпочтений детей.

Основной реализационный этап: ноябрь 2023 - март 2024 г.

  1. Организация работы учреждения дошкольного образования по апробации программно-методического обеспечения: апробация дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Выполнение плана экспериментальной деятельности: проведение мероприятий в соответствии с программой экспериментальной работы учреждения образования, ведение дневника экспериментальной работы, посещение экспериментальных площадок и участие в мероприятиях, предусмотренных программой экспериментальной работы (заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности).
  2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности с целью его коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета – (ответственные: заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности).
  3. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности по теме проекта: проведение семинаров, круглых столов, педагогических советов, консультаций, online-вебинаров.
  4. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные: заведующий учреждения дошкольного образования).
  5. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (заместитель заведующего по основной деятельности).
  6. Обеспечение связи учреждения дошкольного образования с руководителями экспериментального проекта, лабораторией дошкольного образования Национального института образования.

Рефлексивно-аналитический этап: апрель-май 2024 г.

  1. Проведение педагогической диагностики, направленной на выявление результатов освоения воспитанниками от 5 до 7 лет учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Элементарные математические представления», познавательное развитие («Развитие мышления»)).
  2. Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности.
  3. Предоставление в экспертный совет Национального института образования отчёта о результатах экспериментальной деятельности.
  4. Предоставление в экспертный совет Национального института образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике.
  5. Разработка совместно с участниками экспериментального проекта методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе учреждений дошкольного учреждения.
  6. Обобщение опыта работы по проблеме исследования, его презентация перед педагогическим сообществом. 
  7. Оформление материалов, накопленных в ходе экспериментальной деятельности, подготовка учебного издания.

 Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Апробировать дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации), направленные на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить эффективность и результативность апробируемых дидактических материалов.
  3. Подготовить учебное издание для педагогических работников учреждений дошкольного образования по логико-математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2023/2024 учебном году: 

свернуть

2022-2023 год - «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)»

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику

В 2022/2023 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)».

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну:

В процессе реализации экспериментального проекта впервые будут апробированы дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации) разработанные с учетом особенностей развития логического мышления воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), способствующие освоению элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей дошкольного возраста, ориентированного на развитие умственных способностей, логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. Важнейшим в старшем дошкольном возрасте представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка. Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова убедительно доказывают, что начало формирования основных логических структур мышления осуществляется в старшем дошкольном возрасте. Эти данные обосновывают важность периода старшего дошкольного возраста, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для данного возраста.

В психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделено целенаправленному формированию логических приемов мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков). Однако недооценена значимость использования настольных логических игр в развитии логического мышления ребенка старшего дошкольного возраста, а ведь именно игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста стимулирует умственное развитие, создает условия для развития логического мышления. Такие настольные логические игры как шашки и шахматы признаются универсальными дисциплинами игрового характера, направленными на воспитание общей культуры, логического и творческого мышления (С.Д. Неверкович). Благодаря этим играм ребенок учится самостоятельно оперировать понятиями логики, использовать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения; у ребенка развивается пространственное мышление, формируются навыки планирования действий, развивается произвольная память и способность к длительной концентрации внимания на одном объекте.

В 2021 году была выполнена научно-исследовательская работа «Разработать научно-методическое обеспечение обучения детей старшего дошкольного возраста настольным логическим играм» (№ 20211570). Результатом данного исследования является разработка дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста. Разработанный дидактический материал требует апробирования в рамках экспериментального проекта «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста» с целью определения его эффективности, результативности и целесообразности внедрения в образовательную практику учреждений дошкольного образования Республики Беларусь.

Цель проекта:

определение эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.

Основными задачами являются:

  • способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста логических приемов мышления в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков).
  • развивать логические, исследовательские и математические способы познания: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, умение делать простейшие выводы и обобщения, доказывать и защищать свои идеи;
  • воспитывать интерес к содержанию и процессу познания через игры, которые стимулируют умственное развитие, создают условия для развития логического мышления.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2022/2023 учебном году 

свернуть

2021-2022 учебный год - Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

На основании пункта 4 статьи 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункта 26 Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251, приказа министерства образования

В 2021/2022 году ГУО "Ясли-сад № 239 г. Минска" реализуется экспериментальный проект «Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

Суть эксперимента 

Экспериментальный проект представляет собой экспериментальную систему, включающую в себя цель и задачи, а также научно-методический материал по обучению детей старшего  дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).

Содержание обучения основам робототехники (технического конструирования) детей старшего дошкольного возраста включено в образовательные области «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство» учебной программы дошкольного образования.

Составляющие механизма апробации проекта

Экспериментальный проект позволит проверить результаты научного исследования НИР «Разработать научно-методическое обеспечение обучения основам робототехники (технического конструирования) детей дошкольного возраста» в сфере дошкольного образования: определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) включает цель и задачи, содержание, основные направления работы с детьми, этапы организации учебно-конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках каждого из направлений обучения основам технического конструирования, формы, методы и методические приемы обучения, педагогические условия организации обучения, диагностику данной методики.

Методические рекомендации по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) представлены конспектами занятий для детей от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет (по 28 конспектов занятий на каждый возрастной этап).

Новизна проекта

В настоящее время робототехника является педагогической технологией, представляющей передовые направления науки и техники, являющейся относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста, формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум. Назрела потребность: в систематизации, научном обосновании и компактной фиксации разрозненного педагогического опыта в республике по данной проблеме; в формировании предложений по организации образовательного процесса, отвечающего нормам, структурным и функциональным требованиям современного образования в аспекте внедрения основ робототехники (технического конструирования) в учреждения дошкольного образования; в объединении игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставлением ребенку возможности в полной мере проявить свои творческие способности; в реализации социальных ожиданий относительно образования, ориентированных на философию успешности личности, и социального заказа, сделавшего востребованным деятельностный тип личности.

Результаты,  проектный продукт

Результаты научного исследования в сфере дошкольного образования позволят определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования:

  1. Научно обоснованных концептуальных подходов обучения детей дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  2. Разработанного содержания и методики обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  3. Разработанных методических рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования)

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2021/2022 учебном году 

 

свернуть
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов