На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику
В 2022/2023 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)».
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну:
В процессе реализации экспериментального проекта впервые будут апробированы дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации) разработанные с учетом особенностей развития логического мышления воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), способствующие освоению элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей дошкольного возраста, ориентированного на развитие умственных способностей, логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. Важнейшим в старшем дошкольном возрасте представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка. Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова убедительно доказывают, что начало формирования основных логических структур мышления осуществляется в старшем дошкольном возрасте. Эти данные обосновывают важность периода старшего дошкольного возраста, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для данного возраста.
В психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделено целенаправленному формированию логических приемов мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков). Однако недооценена значимость использования настольных логических игр в развитии логического мышления ребенка старшего дошкольного возраста, а ведь именно игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста стимулирует умственное развитие, создает условия для развития логического мышления. Такие настольные логические игры как шашки и шахматы признаются универсальными дисциплинами игрового характера, направленными на воспитание общей культуры, логического и творческого мышления (С.Д. Неверкович). Благодаря этим играм ребенок учится самостоятельно оперировать понятиями логики, использовать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения; у ребенка развивается пространственное мышление, формируются навыки планирования действий, развивается произвольная память и способность к длительной концентрации внимания на одном объекте.
В 2021 году была выполнена научно-исследовательская работа «Разработать научно-методическое обеспечение обучения детей старшего дошкольного возраста настольным логическим играм» (№ 20211570). Результатом данного исследования является разработка дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста. Разработанный дидактический материал требует апробирования в рамках экспериментального проекта «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста» с целью определения его эффективности, результативности и целесообразности внедрения в образовательную практику учреждений дошкольного образования Республики Беларусь.
Цель проекта:
определение эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.
Основными задачами являются:
- способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста логических приемов мышления в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков).
- развивать логические, исследовательские и математические способы познания: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, умение делать простейшие выводы и обобщения, доказывать и защищать свои идеи;
- воспитывать интерес к содержанию и процессу познания через игры, которые стимулируют умственное развитие, создают условия для развития логического мышления.
Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2022/2023 учебном году
- Постановление Министерства образования республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 276
- Перечень учреждений образования города Минска, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2022/2023 учебном году (приложение к приказу комитета по образованию Мингорисполкома)
- Приказ управления по образованию администрации Партизанского района г.Минска "Об осуществлении инновационной и экспериментальной деятельности в 2022/2023 учебном году
- Приказ по учреждению "Об осуществлении инновационной и экспериментальной деятельности в 2022/2023 учебном году
- КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН реализации экспериментального проекта «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)» на 2022/2023 учебный год