Конспект зимней прогулки
в старшей группе
Цель: Знакомство с признаками зимы, привитие наблюдательности за явлениями природы и умения устанавливать простейшие связи между ними, воспитание любви к природе и бережного к ней отношения. Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи:
Образовательная:
- Формировать представления о свойствах снега;
- Стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность;
- Обогащать словарь детей прилагательными, умение вести наблюдение за окружающим миром, умение играть в командные игры.
Развивающая:
- Развивать целеустремленность, настойчивость; умение испытывать радость от прогулки, достижения поставленных целей; познавательные способности, логическое мышление.
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательная:
- Воспитывать наблюдательность, любознательность; положительные отношения к коллективной деятельности, к труду, к здоровому образу жизни, воспитывать дружелюбие; желание заботится о своем здоровье.
Методы:
- Практический (проведение опыта, игровая деятельность);
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя).
Приёмы:
- объяснение, инструкция, постановка вопросов, задания, показ опыта
Предварительная работа:
- Дидактические игры «Опиши зиму, какая она…», «Что сначала, что потом», «Времена года».
- Чтение сказки: «Двенадцать месяцев».
- Разучивание физкультминутки «Мы мороза не боимся»
Оборудование и материалы:
- Инвентарь для опыта: (емкость с водой, платок носовой).
- Выносной материал для игр-лопатки.
Ход прогулки
Организационный момент.
Активизация внимания. Выйдя на прогулку с детьми на свой участок и провести беседу на тему: «Правила поведения на зимней прогулке» В: Собираются ребята Вместе весело играть И конечно не забудут Правил несколько назвать. «Как мы играем на зимней прогулке?» Ответы детей.
На площадке необходимо быть осторожными, не толкать товарища с горки, уметь делиться лопатками, не кидать друг в друга льдинками.
В: Молодцы!
Расширение знаний детей об окружающем мире.
Задачи: Развивать связную речь детей, обогащать словарь прилагательными. В: Ребята, а какое сейчас время года?
В: Правильно зима.
В: Что вы можете рассказать о зиме? (Зима холодная, морозная, длинная, вьюжная).
Назовите главную примету зимы (Мороз, лед, много снега).
Наблюдение за снегом.
Задачи: продолжать знакомить с природным явлением-снегом.
В: Правильно, зимой много снега. А знали ли вы, что свойства снега зависят от погоды, в теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную - сыпучий, лепить нельзя.
В: Назовите, какой бывает снег зимой по цвету, на ощупь?
Дидактическая игра: «Кто больше?»
Задачи: развивать умения подбирать определения к предмету, явлению; согласовывать прилагательные с существительными.
Дети называют свойства снега (белый, пушистый, серебристый, воздушный, искристый, холодный, легкий, красивый, липкий, скрипучий, мокрый, рассыпчатый, блестящий, мягкий, чистый, мохнатый.)
Исследовательская деятельность.
Задачи: Создание социальной ситуации развития для установления связи между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Понаблюдать за перемещением снега; установить, почему глубина снега в разных местах разная.
В: А давайте измерим глубину снега на открытых и защищенных участках нашей площадки. А знаете ли вы, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте? (Потому что здесь он не разносится ветром).
А почему снег для деревьев, земли считают пуховым одеялом, если он холодный? (Правильно, ребята, между снежинками находится воздух, он не пропускает холод. Вот сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент и убедимся в этом).
Опыт со снегом.
Задачи: Помочь детям понять, что снег согревает от промерзания.
Воспитатель достает из корзины две одинаковые прозрачные бутылочки с горячей водой. Одну бутылочку оставляют на участке, а другую вместе с детьми закапывают в сугроб.
В: В конце прогулки мы посмотрим, где быстрее остынет вода.
Беседа
Задачи: продолжать знакомить с названиями зимних месяцев; умение определять по признакам зимние месяцы.
В: Давайте вспомним с вами сколько месяцев зимой? (ответы детей).
Первый месяц зимы — декабрь. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.
Второй месяц зимы – январь. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
Последний третий месяц зимы — февраль. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. В народе говорят: «В феврале два друга - мороз да вьюга».
Ребята, а давайте мы с вами проверим – есть ли сегодня на улице «мороз». Предлагаю вам провести эксперимент. Что мы с вами сделали, чтобы не замерзнуть? (тепло оделись).
Исследовательская деятельность.
Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.
В: У меня есть в чашке вода и платочек, я окуну платочек в воду и повесим его и через некоторое время мы посмотрим, что станет с платочком. (воспитатель выполняет действия).
А пока платок у нас будет висеть, я предлагаю сделать зарядку прям здесь на свежем воздухе.
Физкультминутка.
Задачи: совершенствовать разнообразные виды движений в соответствии с текстом.
Я мороза не боюсь, (шагаем на месте) С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши) Подойдет ко мне мороз, (присели) Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос) Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши) Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)
В: Давайте вспомним, какие игры мы с вами знаем. («Два Мороза», «Заморозка», «Золотые ворота» и т.д.).
В: Дети, а вы любите зимой лепить снежную бабу. Сейчас бабу мы лепить не будем, а поиграем в игру "Снежная баба".
Подвижная игра «Снежная баба»
Задачи: формировать умение строиться в круг; совершенствовать разнообразные виды движений в соответствии с текстом; развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой»; выполнять правила в подвижных играх; воспитывать интерес к подвижным играм.
Дети стоят в кругу. Считалкой выбирают водящего – «Снежную бабу».
Воспитатель с детьми движется по кругу, проговаривая следующие слова.
Водящий – «Снежная баба» - остаётся в центре круга.
|
Баба снежная стоит,
Ночью дремлет, днями спит,
Вечерами тихо ждет,
Потом нас всех ловить идет.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Нас скорее догони!
|
Идут по кругу
взявшись за руки.
Хлопают в ладоши.
Топают ногами.
|
Кого поймает, тот выполняет движения, какие назовёт "Снежная баба" (присядания, прыжки и т. д.). После этого, первый ребёнок, кого поймала "Снежная баба", становится водящим.
Игра повторяется 3-4 раза.
|
Подвижная игра "Зеркало".
Задачи: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторять движения за водящим; развивать умение слушать рассказываемое воспитателем игровую рифмовку; развивать внимательность при выполнении движений; воспитывать уважение к взрослому и своим друзьям.
Игроки находятся на площадке в кругу взявшись за руки, водящий стоит в центре круга. Воспитатель с детьми движется по кругу, проговаривая следующие слова.
Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий выполняет различные позы, движения, имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику. Дети должны повторять все, что показывает водящий, как будто смотрятся в зеркало.
Дети, допустившие ошибку, выбывают из игры.
|
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята не зевать!
Что ИМЯ нам покажет,
Будем дружно выполнять!
|
Идут по кругу
взявшись за руку.
|
В: Давайте с вами поиграем в новую игру.
Подвижная игра «Пингвины и медведь».
Задачи: формировать умения детей не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу, упражнять в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.
Игроки идут цепочкой друг за другом, имитируя походку пингвинов (колени вместе, руки прижаты к туловищу, ладони параллельно земле, идут маленькими шажками) и произносят:
|
Шли пингвины по тропинке,
По прозрачной тонкой льдинке
Шли вразвалку,
Шли вприсядку.
А за ними - белый мишка
Не успели рассмотреть, вдруг бежит (имя ребенка) медведь!
|
Идут друг за другом,
имитируя походку пингвинов.
|
Ведущий (воспитатель или ребенок).
Ведущий называет имя любого из игроков, тот внезапно для себя, и для
играющих становится «медведем». Пингвины убегают от него за черту. Кто не успел выбежать за черту и до кого «медведь» успел дотронуться выходит из игры.
Игра повторяется 2-3 раза.
|
В: поиграли молодцы, не замерзли вы ребята? (ответы детей).
Труд на участке.
Задачи: Воспитывать дружеские отношения. Учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое дело до конца. Закреплять правила по технике безопасности при работе с лопатой.
В: Ребята, а вы любите кататься с горки. На нашем участке ещё нет снежной горы, предлагаю вам начать её делать.
Воспитатель с детьми выбирают место для горки и лопатами носят туда снег.
В: Ребята, мы с вами хорошо поработали.
Вывод исследовательской деятельности.
А теперь давайте проверим есть ли на улице мороз, посмотрим, что стало с нашим платочком. Посмотрите он у нас стал каким? (Твердым, потрогайте руками, а это значит, что на улице сегодня морозно).
Вывод: Платочек замерз, мы ведь знаем, что вода на морозе замерзает превращается в лед и наш платок был мокрым и он у нас замерз, заледенел.
Вывод опыта.
В конце прогулки воспитатель с детьми смотрят, что стало с водой в бутылочках. Выясняют, что бутылка, спрятанная в сугробе, остывает медленнее, чем бутылка, оставленная на улице.
Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; также и корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.
Самостоятельная игровая деятельность.
Воспитатель руководит самостоятельной игровой деятельности детей: обеспечить детям полную безопасность, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекать к участию в более спокойных играх.
Индивидуальная работа (проводится во время самостоятельной игровой деятельности и во время трудовой деятельности с детьми).
Окончание прогулки.
В: Дети помогают друг другу отряхнуться от снега.
Оздоровительная ходьба по кругу перед зданием (1 круг).
Дети уходят в детский сад.
В группе дети совместно с воспитателем обсуждают прогулку.
Что понравилось? Что запомнили?
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. инт образования, 2022. – 480 с.