Игры с блоками Дьенеша как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Одна из задач учреждения дошкольного образования — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в учреждениях дошкольного образования используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у воспитанника ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает детей дошкольного возраста не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.
Набор состоит из 48 фигур, среди которых нет ни одной одинаковой.
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований.
Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить детей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.
Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях воспитанники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в учреждении дошкольного образования наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дети дошкольного возраста учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические представления, умения дети дошкольного возраста приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Ребёнок даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается математике легко и непринуждённо. Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию. В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:
- недостаточное цветовое разнообразие;
- некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);
- детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;
- в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.
Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп
Внедрение пособия Дьенеша в образовательный процесс позволяет решать следующие группы задач:
Образовательные:
- закрепление представлений о ключевых геометрических фигурах;
- накопление представлений о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
- совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
- формирование основ алгоритмического мышления.
Развивающие:
совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
Воспитательные:
воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с детьми младшего дошкольного возраста — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто знакомит детей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать воспитанникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного возраста при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.
В целом задания с использованием блоков по мере обучения воспитанников усложняются в следующей последовательности:
- Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
- Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
- Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
- Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.
Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.
Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в учреждении дошкольного образования станет более эффективным.
Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша
Организовывать работу с логическими блоками в учреждении дошкольного образования можно в разных формах:
- занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений и развитии речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).
Занятия по образовательной области «Элементарные математические представления»
Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий «ЭМП». На основе фигур воспитатель дошкольного образования предлагает воспитанникам различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.
Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача воспитанников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.
Моделирование сказок на занятиях
Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого развития». С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание воспитанников на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки. За основу можно брать известные детям русские народные сказки, белорусские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кругом, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается, начиная со средней группы. В старшей группе задание можно усложнить: ребёнку завязываются глаза повязкой, он берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя.
Подобным образом можно обыгрывать на коммуникативных занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша воспитанники закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дети дошкольного возраста лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа.
Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающими занятия по образовательной области «Физическая культура». Организовать их можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).
Подвижная игра «Кошки-мышки» для старшей группы. Каждой «мышке» (несколько детей) руководитель физического воспитания на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется. В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.
Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия по образовательной области «Ребёнок и общество». Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты».
Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд»: с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места.
Также с помощью набора Дьенеша можно придумать огромное количество дидактических игр для разного дошкольного возраста. В игре «Дополни картинку» воспитанники младшей группы подбирают блоки определённой формы (имеет значение только это свойство).
Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития детей дошкольного возраста. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.
Литература:
Ильясова, К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста// Молодой учёный, 2015 - №22. - С. 35-40.