Экспериментальная деятельность

На основании пункта 4 статьи 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункта 26 Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251, приказа министерства образования

В 2021/2022 году ГУО "Ясли-сад № 239 г. Минска" реализуется экспериментальный проект «Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

Суть эксперимента 

Экспериментальный проект представляет собой экспериментальную систему, включающую в себя цель и задачи, а также научно-методический материал по обучению детей старшего  дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).

Содержание обучения основам робототехники (технического конструирования) детей старшего дошкольного возраста включено в образовательные области «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство» учебной программы дошкольного образования.

Составляющие механизма апробации проекта

Экспериментальный проект позволит проверить результаты научного исследования НИР «Разработать научно-методическое обеспечение обучения основам робототехники (технического конструирования) детей дошкольного возраста» в сфере дошкольного образования: определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) включает цель и задачи, содержание, основные направления работы с детьми, этапы организации учебно-конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках каждого из направлений обучения основам технического конструирования, формы, методы и методические приемы обучения, педагогические условия организации обучения, диагностику данной методики.

Методические рекомендации по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) представлены конспектами занятий для детей от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет (по 28 конспектов занятий на каждый возрастной этап).

Новизна проекта

В настоящее время робототехника является педагогической технологией, представляющей передовые направления науки и техники, являющейся относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста, формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум. Назрела потребность: в систематизации, научном обосновании и компактной фиксации разрозненного педагогического опыта в республике по данной проблеме; в формировании предложений по организации образовательного процесса, отвечающего нормам, структурным и функциональным требованиям современного образования в аспекте внедрения основ робототехники (технического конструирования) в учреждения дошкольного образования; в объединении игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставлением ребенку возможности в полной мере проявить свои творческие способности; в реализации социальных ожиданий относительно образования, ориентированных на философию успешности личности, и социального заказа, сделавшего востребованным деятельностный тип личности.

Результаты,  проектный продукт

Результаты научного исследования в сфере дошкольного образования позволят определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования:

  1. Научно обоснованных концептуальных подходов обучения детей дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  2. Разработанного содержания и методики обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  3. Разработанных методических рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).

Отчёт о реализации экспериментального проекта «Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)»

Реализация проекта осуществлялась с сентября 2021 года по апрель 2022 год.

Вид отчёта итоговый.

Цель проекта:

обеспечение социально-нравственного, когнитивного и творческого развития личности ребенка путем организации его деятельности по созданию технических моделей.

Основными задачами являются:

-способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста исследовательских умений и навыков: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, экспериментировать,  структурировать, делать выводы и заключения, доказывать и защищать свои идеи;

-развивать активное познавательное отношение к образовательной робототехнике, программированию, познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

-обучать применять способы конструирования динамических моделей из деталей робототехнических конструкторов, программирования и составления простого алгоритма движения роботехнических игрушек.

В экспериментальной деятельности участвовало 2  группы детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) – 17 воспитанников

Экспериментальную деятельность осуществляли:

Заведующий – Кузьмич Татьяна Александровна, высшее педагогическое образование, магистр педагогических наук, первая квалификационная категория, педагогический  стаж  свыше 15  лет.

Участники:

Заместитель заведующего по основной деятельности

Шаповалова Алеся Николаевна, высшее педагогическое образование (дошкольное), вторая квалификационная категория, педагогический стаж свыше 15  лет.

Воспитатели дошкольного образования: 

  1. Казак Ольга Витольдовна, высшее педагогическое образование (дошкольное), первая квалификационная категория, педагогический стаж 8 лет.
  2. Протас Анастасия Юрьевна, высшее педагогическое образование, без квалификационной категории, педагогический стаж – 8 лет.

Согласно плана реализации экспериментального проекта работа осуществлялась со всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, законными представителями воспитанников.

В ходе  экспериментальной деятельности с педагогами было проведено:

  • консультация «Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники»
  • круглый стол для педагогов «Особенности конструктивно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • принятие участия в цикле мастер-классов участников экспериментальной деятельности (11.02.2022г.).

Это способствовало тому, что педагоги повысили свои теоретические и практические знания, умения; овладели инновационными педагогическими технологиями Lego-конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей.

   В процессе реализации проекта осуществлялось взаимодействие с родителями, основными формами работы являлись родительское собрания (в начале года информировали родителей об актуальных проблемах технического творчества, демонстрировали перспективы развития ребенка в конструктивной деятельности, в конце учебного года подведём итоги развития детей в конструктивно-модельной деятельности); анкетирование «Степень осведомлённости родителей об основах робототехники». Результаты анкетирования показали, что занятия конструированием развивают у детей такие психические функции как: память, внимание, мышление, воображение. Многие родители предпочли, чтобы ребенок в будущем выбрал техническую профессию. Некоторые родители не подозревали, что для детей дошкольного возраста можно и нужно использовать такие виды конструкторов как «Конструктор Lego StoryStarter – Построй свою историю», Экспресс «Юный программист» и др.  Также была организована выставка детского творчества. Наглядно-информационная поддержка родителей осуществляется посредством регулярной смены информации по ознакомлению родителей с работой учреждения в направлении развития технического творчества и образовательной робототехники на информационных стендах для родителей. Посредством информационно-коммуникационных технологий: для родителей, дети которых задействованы в экспериментальной деятельности, в мессенджере Viber создана общая группа, в которой предлагается фотоотчёт каждого занятия, демонстрируются достижения воспитанников, а также посредством периодического размещения информации в Instagram-канале учреждения (в шапке профиля отдельная закладка Lego). На ТГ-канале в постоянной рубрике «Педагогика дополнительного образования» также есть фотоотчеты педагога по Lego-конструированию, а также рекомендации родителям. В ближайшее время планируем запустить челендж на лучшую Lego-постройку с ребёнком дома.

   В феврале 2022 г. воспитателем дошкольного образования Казак О.В. был проведён семинар-практикум по теме «Lego-конструирование как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста», в ходе которого, законные представители воспитанников узнали о конструкторах и их использование с детьми 5-7 лет в учреждении дошкольного образования; овладели практическими навыками применения различных вариантов игр посредством построек из Lego.

   На заключительном этапе экспериментальной деятельности с 23.03.2022г. по 31.03.2022г. осуществлялась педагогическая диагностика «Оценка конструкторских, исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста, технического творчества», в которой приняло участие 17 детей старшего дошкольного возраста. Из них: 10 воспитанников от 5 до 6 лет, 7 воспитанников с 6 до 7 лет.

Детям были предложены диагностические упражнения «Дострой недостающую часть», «Построй свою историю», «Что нам стоит дом построить».  В ходе наблюдения получены следующие результаты:

Воспитанники 5-6 лет

Сформированность умений технического конструирования уровень выше среднего:

«достигает поставленной цели и реализовывает свой замысел» – 70% воспитанников показали высокий уровень, вместе с тем 3 ребёнка показали средний уровень, а именно: требуется помощь при определении деталей в пространственном расположении. По сравнению с начальной диагностикой, которая проходила в октябре 2021г., воспитанников с низким уровнем нет (2021г. – 20%).

«проверяет функциональность конструкции и может усовершенствовать свою работу» - 70% воспитанников показали высокий уровень, 3 воспитанникам требовалась помощь при определении деталей в пространственном расположении. По сравнению с октябрём 2021г. у 1 воспитанника сформировалось умение самостоятельно работать над постройкой.

«объясняет свой выбор деталей и поясняет наблюдаемые причинно-следственные связи» - у 70% воспитанников средний уровень. Вместе с тем, в марте 2022г. уже 30% детей 5-6 лет продемонстрировали высокий уровень, что было не характерно для начальной диагностики.

Оригинальность продуктов конструкторского творчества – средний уровень.

«находит альтернативный способ решения проблемы» - 70% воспитанников показали высокий уровень. Два ребёнка, которые в октябре 2021г. не смогли расположить правильно детали относительно друг друга в марте 2022г. уже работают по образцу, схеме, правильно выбирают детали, но вместе с тем допускают незначительные ошибки.

«применяет имеющийся способ решения к новой ситуации» - у 30% воспитанников высокий уровень, дети уже самостоятельно разрабатывает замысел постройки, самостоятельно работают над постройкой. С низким уровнем нет воспитанников.

Сформированность умений совместной работы – средний уровень.

«заинтересовывает своей идеей других членов команды и ведет их к поставленной цели» - 80%, что на 30% выше по сравнению с 2021г., воспитанников прибегают к помощи товарищей при выполнении работы, идут на контакт со сверстниками при определении темы совместного конструирования. И лишь только 20% доводят работу до логического завершения.

«демонстрирует уважительный стиль поведения по отношению к членам команды» - 90% договариваются между собой о предстоящей совместной работе.

Положительная динамика познавательной сферы детей – уровень средний, многие воспитанники, выбрав детали для постройки, не всегда могут пояснить наблюдаемые причинно-следственные связи.

«проявляет интерес к миру техники и явлениям окружающего мира, выражающийся в активизации вопросной деятельности» - 60% воспитанников показали высокий уровень, дети самостоятельно могут работать над постройкой.

«длительно занимается самостоятельной познавательной деятельностью» - 60% очень активны и увлечены деятельностью, подбирают самостоятельно детали для новых построек.

«стремится к организации экспериментальной деятельности» - 60% воспитанников не боятся экспериментировать с новыми деталями, пытаются придумать собственные конструкции, а также уже 40% воспитанников действует самостоятельно и практически без ошибок размещают элементы конструкции относительно друг друга.

Уровень конструкторских, исследовательских умений и навыков, технического творчества у детей 5-6 лет выше среднего.

 Воспитанники 6-7 лет

Сформированность умений технического конструирования уровень выше среднего:

«достигает поставленной цели и реализовывает свой замысел» – 100% воспитанников показали высокий уровень, самостоятельно делают постройки по образцу, схеме.

«проверяет функциональность конструкции и может усовершенствовать свою работу» - 100% воспитанников, что на 43% выше с октябрём 2021г., показали высокий уровень, опираясь на частично недостроенное сооружение, заканчивают работу. Схему готовой постройки предлагали лишь в том случае (воспитанникам), когда упражнение вызывало затруднение.

 «объясняет свой выбор деталей и поясняет наблюдаемые причинно-следственные связи» - у 57% воспитанников высокий уровень (в 2021 году отсутствовал высокий уровень), самостоятельно выбирают детали для постройки и поясняют наблюдаемые причинно-следственные связи. Ещё 43% детей 6-7 лет могут объяснить, почему выбрали ту или иную деталь и путем «проб и ошибок» находят пути верного решения.

Оригинальность продуктов конструкторского творчества – средний уровень.

«находит альтернативный способ решения проблемы» - 57% воспитанников показали высокий уровень (в 2021 году этот же показатель был для среднего уровня). Воспитанники рассказывают о своем замысле, описывают ожидаемый результат, называют некоторые  из возможных способов конструирования. 43% детей самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляют неточности в конструкции.

«применяет имеющийся способ решения к новой ситуации» - у 71% воспитанников высокий уровень, самостоятельно создают развернутые  замыслы конструкции и лишь 29% детей в результате практических поисков находят правильные пути решения конструкции.

Сформированность умений совместной работы – средний уровень.

«заинтересовывает своей идеей других членов команды и ведет их к поставленной цели» - 89% воспитанников, что на 60% выше по сравнению с октябрем 2021г., уже ребята берут на себя роль организатора, могут распланировать действия участников процесса, заинтересовывает своей идеей других членов команды.

«демонстрирует уважительный стиль поведения по отношению к членам команды» - 100% (на 14% выше, чем на начальной диагностике) воспитанников заинтересовывают своей идеей других членов команды, демонстрируют уважительный стиль общения.

Положительная динамика познавательной сферы детей – уровень выше среднего

«проявляет интерес к миру техники и явлениям окружающего мира, выражающийся в активизации вопросной деятельности» - 89% воспитанников (на 32% выше) показали высокий уровень, дети активно рассказывают о своём замысле, описывают предполагаемый результат.

«длительно занимается самостоятельной познавательной деятельностью» - 71% (на 14% выше) увлечены деятельностью, могут длительно продолжать создавать новые конструкции построек.

«стремится к организации экспериментальной деятельности» - 71% воспитанников не боятся экспериментировать придумать собственные конструкции путем «проб и ошибок», а также уже 29% воспитанников действует самостоятельно и практически без ошибок размещают элементы конструкции относительно друг друга.

В целом можно сказать, что уровень конструкторских, исследовательских умений и навыков, технического творчества у детей 6-7 лет выше среднего.

В ходе проведённой диагностики можно сделать вывод, что конспекты занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования, представленные кандидатом педагогических наук Варанецкой-Лосик Евгенией Игоревной и магистром педагогических наук Лемеш Еленой Владимировной, способствовали формированию у детей старшего дошкольного возраста исследовательских умений и навыков: воспитанники видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезу, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, экспериментируют,  структурируют, делают выводы и заключения, доказывают и защищают свои идеи; развивают активное познавательное отношение к образовательной робототехнике, программированию, познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности; помогли детям старшего дошкольного возраста освоить способы конструирования динамических моделей из деталей робототехнических конструкторов, программирование и составление простого алгоритма движения роботехнических игрушек.

   Пополнение развивающей предметно-пространственной среды, как в группах, так и в Lego-студии, новыми игровыми наборами: «Первые механизмы», «Простые механизмы», «WeDo 2.0», «Декорации Lego», «Набор с трубками» и др., предоставило возможность детям экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их, постоянно совершенствовать свое мастерство. Используя программу Lego Digital Designer, воспитанники могут определять у предметов такие признаки: форму, величину, объёмность, показать стороны (грани) в объёмных предметах, различения фронтальной и профильной проекции предмета.  Умение играть с Lego-конструкторами, воспитанники не боятся ошибиться и воплотить свои замыслы,  таким образом, они повышают свою самооценку. Умение принимать решения, действовать самостоятельно – всё это воспитывает чувство уверенности в своих силах, а умение работать в коллективе формирует навыки коммуникации. У детей формируется умение добиваться результата, получать новые представления, закладываются предпосылки учебной деятельности. Также у нас имеется программное обеспечение: 

   Созданные модели на занятиях воспитанники использовали в нерегламентированной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, в дидактических играх и упражнениях. При организации работы с конструктором Lego происходило взаимодействие всех видов детской деятельности, успешно решались задачи всех образовательных областей.

    Апробация конспектов занятий ещё в большей степени позволило решать задачи междисциплинарного подхода путём интеграции различных образовательных областей: «Художественная литература», «Элементарные математические представления», «Изобразительно искусство»: «Техническое конструирование».

  Хотим отметить замечательный подбор произведений, герои которых находят эмоциональный отклик у детей. Волшебник Изумрудного города, Снежная Королева, старик Хоттабыч, герои мультипликационного сериала «Фиксики» и др. Настоящей находкой в конспектах занятий, стали для педагогов авторские наработки: загадки, игры-декламации, гимнастика для глаз, зачины для занятий. Наибольший интерес вызывают занятия, в ходе выполнения которых, воспитанники учатся решать приближенные к реальности, практико-ориентированные задачи.  А именно: например, занятие 8 «Сказочный экспресс», воспитанники учатся составлять простые алгоритмы, используя набор «Экспресс «Юный программист».

Хотим отметить, что содержание конспектов позволяет воспитывать положительные эмоции в процессе совместной работы.

   В следующем 2022/2023 учебном году хотели бы использовать конспекты занятий по образовательной области «Изобразительно искусство»: «Техническое конструирование» с целью развития у детей 5-7 лет умений и способов конструктивно-технической деятельности посредством Lego-конструирования.

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 сентября 2011 г. № 251

Приказ Министерства образования от 11.08.2021 № 589

Приказ комитета по образованию Мингорисполкома

Приказ управление по образованию администрации Партизанского р-на г.Минска

Приказ по учреждению

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН реализации экспериментального проекта

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН реализации экспериментального проекта «АПРОБАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ (РОБОТОТЕХНИКИ)» на 2021/2022 учебный год

свернуть
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов