Экспериментальная деятельность

2025-2026 учебный год: Апробация интерактивных дидактических материалов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2025 № 373 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2025/2026 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику в 2025/2026 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект "Апробация интерактивных дидактических материалов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста".

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну: Экспериментальный проект позволит апробировать результаты научно-исследовательской работы по теме «Разработать интерактивные дидактические материалы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» (Рег. № 20240438): содержание интерактивных дидактических материалов, направленных на реализацию задач  гражданского и патриотического воспитания детей 5-7 лет в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта: 

Патриотическое воспитание является приоритетной образовательной стратегией на уровне государства, которое обеспечивается, в том числе, сформированными патриотическими ценностями у подрастающего поколения. Положительно значимые представления о Родине, эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре родной земли, ее согражданам, уважение к нормам коллективной жизни, желание участвовать в деятельности на благо общества составляют духовную и нравственную основу личности.

Патриотические ценности формируются на протяжении всей сознательной жизни человека, вместе с тем дошкольный возраст рассматривается учеными (Л. В. Воронецкая, Л. Е. Гримоть, Е. В. Коротаева, А. Ю. Лозко, Л. Е. Никонова, Т. В. Поздеева и др.) как сензитивный период для становления основ гражданской идентичности, осознания себя как части группы (семьи, сообщества, нации), зарождения интереса к культуре и истории своей страны.

Для реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной практике используются различные дидактические методы и средства. При этом, стремительное развитие информационных технологий привело к существенным изменениям дидактического и воспитательного инструментария дошкольной педагогики, основной характеристикой которого становится интерактивность. Понятие «интерактивность» часто связывают с применением в образовательном процессе с воспитанниками цифровых устройств (компьютер, планшет, мультиборт и иное) или рассматривают как одно из требований к разработке дидактических материалов, электронных образовательных ресурсов для детей (М. С. Артюхина, Е. В. Данильчук, Г. К. Селевко, Е. В. Фабрикантова и другие).

Насыщение образовательного пространства и взаимодействия педагогических работников с воспитанниками различными цифровыми устройствами и интерактивными дидактическими материалами нуждается в методическом сопровождении, так как часто приводит к неэффективному их использованию в интересах развития ребенка по причине смещения акцента с содержания обучения и воспитания, достижения конкретных образовательных целей на формальное или некомпетентное использование современных цифровых инструментов. В этой связи актуальными становятся вопросы разработки интерактивных дидактических материалов и их эффективного использования в воспитании патриотических ценностей у детей дошкольного возраста для улучшения качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

В 2024–2025 гг. в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» временным научным коллективом «Патриотическое воспитание» была выполнена тема научно-исследовательской работы «Разработать интерактивные дидактические материалы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» (Рег. № 20240438). Результатом данного исследования стало: теоретическое обоснование содержания интерактивных дидактических материалов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с позиции аксиологического подхода; уточнение понятия «интерактивные дидактические материалы», конкретизация основных видов интерактивных дидактических материалов; разработка макетных образцов интерактивных дидактических игр, наглядных пособий, квестов, презентаций, экскурсий, дидактических анимационных фильмов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (на примере содержания образовательных областей «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура общения», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство» учебной программы дошкольного образования); разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных дидактических материалов для реализации задач гражданского и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность заявленной проблемы обусловлена следующими противоречиями:

  • значимостью воспитания гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью его научно-теоретических и методических оснований с позиции аксиологического подхода;
  • накопленным опытом организации работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования и необходимостью обновления педагогических технологий и средств, способствующих воспитанию патриотических ценностей у детей дошкольного возраста в современных социокультурных условиях;
  • имеющимся образовательным потенциалом интерактивных технологий и необходимостью методического сопровождения их интеграции в образовательный процесс учреждения дошкольного образования для эффективного использования в воспитании патриотических ценностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: внедрение интерактивных дидактических материалов (интерактивных дидактических игр, наглядных пособий, квестов, презентаций, экскурсий, дидактических анимационных фильмов) в образовательный процесс с  детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) будет способствовать воспитанию у них основ гражданственности и патриотизма и позволит совершенствовать качество образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности и результативности интерактивных дидактических материалов (интерактивных дидактических игр, наглядных пособий, квестов, презентаций, экскурсий, дидактических анимационных фильмов), направленных на воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей старшего (от 5 до 7 лет).

Задачи:

  1. Апробировать макетные образцы интерактивных дидактических материалов (интерактивных дидактических игр, наглядных пособий, квестов, презентаций, экскурсий, дидактических анимационных фильмов), направленных на воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
  2. Определить эффективность и результативность интерактивных дидактических материалов для воспитания патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
  3. Разработать методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) средствами интерактивных дидактических материалов

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект

Современные концепции воспитания и социализации личности (А. Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, З. Н. Богуславская, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. И. Логинова, A. B. Мудрик, В. А. Петровский и др.);

положения о формировании ценностно-смысловой сферы личности в онтогенезе (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина и др.);

аксиологический подход (С. Ф. Анисимов, H. A. Асташова, М. В. Богуславский, И. Ф. Исаев, Б. Г. Кузнецов, В. А. Сластенин и др.);

деятельностный подход (А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконин и др.);

концепция о взаимосвязи патриотического сознания и формирования социального опыта у детей (А. Г. Ковалев, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева и др.);

современные представления об организации цифровой среды в образовании, реализации принципа интерактивности (А. Н. Веракса, А. Е. Войскунский, О.В. Рубцова, П. И. Тарунтаев и др.);

теории воспитания и развития дошкольников (М. И. Богомолова, P. C. Буре, Л. А. Венгер, Л. В. Воронецкая, Л. Е. Гримоть, С. А. Козловой, H. A. Коротковой, Е. В. Коротаева, Т. А. Куликовой, Т. А. Марковой, Н. Я. Михайленко, Л. Е. Никонова, Т. В. Поздеева и др.).

Программа экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на 1 год: 2025–2026 гг.

1 этап – организационный: сентябрь-октябрь 2025 г.

  1. Присвоение учреждению дошкольного образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  2. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях дошкольного образования, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования.
  4. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
  5. Организационно-методическое сопровождение педагогических работников, участвующих в экспериментальной деятельности, по вопросам проведения первичной педагогической диагностики.
  6. Проведение первичной педагогической диагностики, направленной на изучение заявленных в экспериментальной деятельности критериев и показателей.

2 этап – основной реализационный: ноябрь 2025 г. - март 2026 г.

  1. Апробация макетных образцов интерактивных дидактических материалов (интерактивных дидактических игр, наглядных пособий, квестов, презентаций, экскурсий, дидактических анимационных фильмов), направленных на воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
  2. Систематическое методическое сопровождение педагогических работников, участвующих в экспериментальной деятельности, по вопросам использования интерактивных дидактических материалов в образовательном процессе с воспитанниками старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
  3. Аналитическая оценка содержания интерактивных дидактических материалов педагогическими работниками, участвующими в экспериментальной деятельности, на основе результатов их использования в образовательном процессе с воспитанниками старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
  4. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, ее коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета.
  5. Доработка и совершенствование в процессе апробации содержания интерактивных дидактических материалов, разработка методических рекомендаций по их оптимальному использованию в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.
  6. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
  7. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы.

3 этап – рефлексивно-аналитический: апрель-май 2026 г.

  1. Проведение итоговой педагогической диагностики, направленной на изучение заявленных в экспериментальной деятельности критериев и показателей.
  2. Анализ, интерпретация и обобщение полученных результатов. Подготовка итоговых отчетов по итогам экспериментальной деятельности (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
  3. Предоставление в экспертный совет Академии образования отчета о результатах экспериментальной деятельности (ответственные - руководители экспериментального проекта).
  4. Подготовка методических рекомендаций для педагогических работников учреждений дошкольного образования по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) средствами интерактивных дидактических материалов.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2025/2026 учебном году

свернуть

2024-2025 учебный год: Апробация методического обеспечения по выявлению и развитию одарённости воспитанников (2024-2026)

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2024 № 345 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику в 2024/2025 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект "Апробация методического обеспечения по выявлению и развитию одарённости воспитанников (2024-2026)".

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну: Экспериментальный проект позволит проверить результаты научного исследования «Разработать научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования»: апробировать диагностический инструментарий по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников, а также определить эффективность разработанных индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями. 

Актуальность исследования проблемы одаренности, таланта относительно дошкольного детства обусловлена тем, что данный возраст имеет особенную значимость в развитии человека (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.), «набирает возможности для построения пространства возможностей» (Н.Е. Веракса, 2019); ранние ростки дарований в наибольшей степени зависят от отношения и действий взрослых и нуждаются в поддержке.

На сегодняшний день одним из принципов государственной политики в сфере образования является принцип инклюзии, обеспечивающей равный доступ к получению образования с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами) (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2022 г., статья 2). А это означает, что на государственном уровне понимается значимость развития одаренных и талантливых детей.

В 2022–2023 гг. была выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» тема НИР «Разработать научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования» (№ ГР 20220690). Результатом данного исследования стали выявленные концептуальные основания психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования (современные подходы к пониманию сущности одаренности и таланта детей в период дошкольного детства, подходы к выявлению и диагностике одаренных и талантливых детей), а также разработанные макетные образцы методических рекомендаций по разработке индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность), методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению талантливых детей дошкольного возраста (психологические и методические аспекты) в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования.

Актуальность заявленной проблемы продиктована потребностью:

  • в организации образовательного процесса для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями, отвечающего нормам, структурным и функциональным требованиям современного образования;
  • в повышении психолого-педагогической культуры педагогических работников в вопросах образования и воспитания одаренных детей дошкольного возраста;
  • в реализации социальных ожиданий относительно образования одаренных детей, ориентированных на философию успешности личности и социального заказа, сделавшего востребованным деятельностный тип личности.

Гипотеза: своевременное выявление одаренности, таланта воспитанника на этапе дошкольного возраста позволит оказать ему психолого-педагогическое сопровождение с учетом особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, организовать индивидуальный образовательный процесс.

Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения талантливых детей в образовательном процессе учреждений дошкольного образования.

Задачи:

  1. Апробировать диагностический инструментарий по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников.
  2. Апробировать индивидуальные учебные планы и индивидуальные учебные программы для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность).
  3. Выявить эффективность апробируемых материалов.

В основу разработки экспериментального проекта были положены идеи и положения психолого-педагогических исследований следующих авторов:

положения о значимости дошкольного возраста в развитии человека (Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.);

положения о природе одаренности, таланта, его структуре (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков; Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др.); идеи образования детей дошкольного возраста с признаками разных видов одаренности (Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, Н.С. Старжинская, В.Н. Шебеко, А.Н. Белоус, Л.Б. Горунович);

коммуникативный (В.А. Барабанщиков, Л.П. Киященко, И.К. Лисеев, Б.Ф. Ломов и др.), культурологический (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, Н.Б. Крылова и др.), личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходы в образовании;

идеи развития детского творчества и культуротворчества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков и др.).

Проект рассчитан на 2 года: 2024–2026 гг.

1 этап – организационный: сентябрь-октябрь 2024 г.

  1. Присвоение учреждению дошкольного образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  2. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях дошкольного образования, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования.
  4. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности:
  • организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (организация методических объединений, создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);
  • организация и проведение занятий постоянно-действующего семинара-практикума.

 2 этап – основной реализационный: ноябрь 2024 г. - март 2025 г.

  1. Апробация диагностического инструментария по выявлению психомоторной, социальной, изобразительной, музыкальной и технической одаренности воспитанников 4–5, 5–6 лет (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик).
  2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик, заведующие учреждениями дошкольного образования).
  3. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с педагогами-экспериментаторами методических объединений, семинаров-практикумов, online-вебинаров (руководитель проекта).
  4. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
  5. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (руководитель проекта).
  6. Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта, Академией образования (постоянно и по мере необходимости).

 3 этап – рефлексивно-аналитический: апрель-май 2025 г.

  1. Анализ и обсуждение промежуточных результатов экспериментального проекта.
  2. Интерпретация и обобщение промежуточных результатов экспериментальной работы. Подготовка промежуточных отчетов о результатах экспериментальной деятельности (руководитель проекта).
  3. Предоставление в Академию образования промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности.

 4 этап – организационный: сентябрь 2025 г.

  1. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме экспериментальной деятельности:
  • организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (организация методических объединений, создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);
  • организация и проведение занятий постоянно-действующего семинара-практикума. 

5 этап – основной реализационный: октябрь 2025 г. - март 2026 г.

  1. Апробация индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность) (ответственные: Е.И. Варанецкая-Лосик).
  2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности, её коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета (ответственные: руководитель проекта, заведующие учреждениями дошкольного образования).
  3. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с педагогами-экспериментаторами методических объединений, семинаров-практикумов, online-вебинаров (руководитель проекта).
  4. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные – заведующие учреждениями дошкольного образования).
  5. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (руководитель проекта).
  6. Обеспечение связи учреждения образования с руководителями экспериментального проекта, Академией образования (постоянно и по мере необходимости).

6 этап – рефлексивно-аналитический: апрель-май 2026 г.

  1. Проведение повторной диагностики, направленной на выявление результатов освоения воспитанниками с особыми индивидуальными образовательными потребностями (психомоторная, социальная, изобразительная, музыкальная, техническая одаренность) индивидуальных учебных программ в рамках реализации индивидуальных учебных планов.
  2. Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности (руководитель проекта).
  3. Предоставление в экспертный совет Академии образования отчета о результатах экспериментальной деятельности.
  4. Предоставление в экспертный совет Академии образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике.
  5. 5. Обобщение опыта работы по проблеме исследования, его презентация перед педагогическим сообществом.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2024/2025 учебном году

свернуть

2023-2024 год - «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)»

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику в 2022/2023 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)» (2022-2023).

Цель проекта:

определение эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.

Основными задачами являются:

способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста логических приемов мышления в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков);

развивать логические, исследовательские и математические способы познания: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, умение делать простейшие выводы и обобщения, доказывать и защищать свои идеи;

воспитывать интерес к содержанию и процессу познания через игры, которые стимулируют умственное развитие, создают условия для развития логического мышления.

Организационный этап: сентябрь-октябрь 2023 г.

  1. Присвоение учреждению дошкольного образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  2. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментального проекта в учреждениях дошкольного образования, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Документальное оформление экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного образования.
  4. Уточнение диагностического инструментария оценки эффективности экспериментальной работы.
  5. Проведение педагогической диагностики, направленной на выявление результатов освоения воспитанниками от 5 до 7 лет учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Элементарные математические представления», познавательное развитие («Развитие мышления»)).
  6. Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.
  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме экспериментальной деятельности:

     7.1. организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (создание творческих групп педагогов экспериментальных групп);

         7.2. организация и проведение занятий постоянно-действующих семинаров-практикумов на темы: «Игры и упражнения логико-математического содержания в развитии операций мышления у детей старшего дошкольного возраста», «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка в игровой деятельности»; разработка интерактивного плаката «Путешествие в мир шахмат и шашек»; консультации: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы и шашки», «Роль дидактических игр и упражнений в развитии операций логического мышления (сравнение, анализ, синтез и обобщение) у детей старшего дошкольного возраста».

  1. Проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных, индивидуальных предпочтений детей.

Основной реализационный этап: ноябрь 2023 - март 2024 г.

  1. Организация работы учреждения дошкольного образования по апробации программно-методического обеспечения: апробация дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Выполнение плана экспериментальной деятельности: проведение мероприятий в соответствии с программой экспериментальной работы учреждения образования, ведение дневника экспериментальной работы, посещение экспериментальных площадок и участие в мероприятиях, предусмотренных программой экспериментальной работы (заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности).
  2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности с целью его коррекции на методических совещаниях, заседаниях педагогического совета – (ответственные: заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности).
  3. Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности по теме проекта: проведение семинаров, круглых столов, педагогических советов, консультаций, online-вебинаров.
  4. Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждении дошкольного образования (ответственные: заведующий учреждения дошкольного образования).
  5. Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы (заместитель заведующего по основной деятельности).
  6. Обеспечение связи учреждения дошкольного образования с руководителями экспериментального проекта, лабораторией дошкольного образования Национального института образования.

Рефлексивно-аналитический этап: апрель-май 2024 г.

  1. Проведение педагогической диагностики, направленной на выявление результатов освоения воспитанниками от 5 до 7 лет учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Элементарные математические представления», познавательное развитие («Развитие мышления»)).
  2. Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности.
  3. Предоставление в экспертный совет Национального института образования отчёта о результатах экспериментальной деятельности.
  4. Предоставление в экспертный совет Национального института образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике.
  5. Разработка совместно с участниками экспериментального проекта методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе учреждений дошкольного учреждения.
  6. Обобщение опыта работы по проблеме исследования, его презентация перед педагогическим сообществом. 
  7. Оформление материалов, накопленных в ходе экспериментальной деятельности, подготовка учебного издания.

 Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Апробировать дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации), направленные на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить эффективность и результативность апробируемых дидактических материалов.
  3. Подготовить учебное издание для педагогических работников учреждений дошкольного образования по логико-математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2023/2024 учебном году: 

свернуть

2022-2023 год - «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)»

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» и в целях совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в массовую практику

В 2022/2023 году государственном учреждении образования "Детский сад № 239 г.Минска" реализуется экспериментальный проект «АПРОБАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)».

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну:

В процессе реализации экспериментального проекта впервые будут апробированы дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации) разработанные с учетом особенностей развития логического мышления воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), способствующие освоению элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей дошкольного возраста, ориентированного на развитие умственных способностей, логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. Важнейшим в старшем дошкольном возрасте представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка. Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова убедительно доказывают, что начало формирования основных логических структур мышления осуществляется в старшем дошкольном возрасте. Эти данные обосновывают важность периода старшего дошкольного возраста, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для данного возраста.

В психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделено целенаправленному формированию логических приемов мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков). Однако недооценена значимость использования настольных логических игр в развитии логического мышления ребенка старшего дошкольного возраста, а ведь именно игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста стимулирует умственное развитие, создает условия для развития логического мышления. Такие настольные логические игры как шашки и шахматы признаются универсальными дисциплинами игрового характера, направленными на воспитание общей культуры, логического и творческого мышления (С.Д. Неверкович). Благодаря этим играм ребенок учится самостоятельно оперировать понятиями логики, использовать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения; у ребенка развивается пространственное мышление, формируются навыки планирования действий, развивается произвольная память и способность к длительной концентрации внимания на одном объекте.

В 2021 году была выполнена научно-исследовательская работа «Разработать научно-методическое обеспечение обучения детей старшего дошкольного возраста настольным логическим играм» (№ 20211570). Результатом данного исследования является разработка дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста. Разработанный дидактический материал требует апробирования в рамках экспериментального проекта «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста» с целью определения его эффективности, результативности и целесообразности внедрения в образовательную практику учреждений дошкольного образования Республики Беларусь.

Цель проекта:

определение эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.

Основными задачами являются:

  • способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста логических приемов мышления в процессе использования настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать по ряду признаков).
  • развивать логические, исследовательские и математические способы познания: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, умение делать простейшие выводы и обобщения, доказывать и защищать свои идеи;
  • воспитывать интерес к содержанию и процессу познания через игры, которые стимулируют умственное развитие, создают условия для развития логического мышления.

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2022/2023 учебном году 

свернуть

2021-2022 учебный год - Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

На основании пункта 4 статьи 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункта 26 Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251, приказа министерства образования

В 2021/2022 году ГУО "Ясли-сад № 239 г. Минска" реализуется экспериментальный проект «Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

Суть эксперимента 

Экспериментальный проект представляет собой экспериментальную систему, включающую в себя цель и задачи, а также научно-методический материал по обучению детей старшего  дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).

Содержание обучения основам робототехники (технического конструирования) детей старшего дошкольного возраста включено в образовательные области «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство» учебной программы дошкольного образования.

Составляющие механизма апробации проекта

Экспериментальный проект позволит проверить результаты научного исследования НИР «Разработать научно-методическое обеспечение обучения основам робототехники (технического конструирования) детей дошкольного возраста» в сфере дошкольного образования: определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) включает цель и задачи, содержание, основные направления работы с детьми, этапы организации учебно-конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках каждого из направлений обучения основам технического конструирования, формы, методы и методические приемы обучения, педагогические условия организации обучения, диагностику данной методики.

Методические рекомендации по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) представлены конспектами занятий для детей от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет (по 28 конспектов занятий на каждый возрастной этап).

Новизна проекта

В настоящее время робототехника является педагогической технологией, представляющей передовые направления науки и техники, являющейся относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста, формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум. Назрела потребность: в систематизации, научном обосновании и компактной фиксации разрозненного педагогического опыта в республике по данной проблеме; в формировании предложений по организации образовательного процесса, отвечающего нормам, структурным и функциональным требованиям современного образования в аспекте внедрения основ робототехники (технического конструирования) в учреждения дошкольного образования; в объединении игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставлением ребенку возможности в полной мере проявить свои творческие способности; в реализации социальных ожиданий относительно образования, ориентированных на философию успешности личности, и социального заказа, сделавшего востребованным деятельностный тип личности.

Результаты,  проектный продукт

Результаты научного исследования в сфере дошкольного образования позволят определить эффективность научно-методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования) в практике работы учреждений дошкольного образования:

  1. Научно обоснованных концептуальных подходов обучения детей дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  2. Разработанного содержания и методики обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования).
  3. Разработанных методических рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники (технического конструирования)

Нормативные правовые акты и локальные документы, регламентирующие осуществление экспериментальной деятельности учреждения в 2021/2022 учебном году 

 

свернуть
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов