Самообразование

САМООБРАЗОВАНИЕ -  целенаправленная познавательная деятельность педагогического работника по расширению и углублению своих теоретических знаний, развитию имеющихся  и приобретению новых профессиональных умений и навыков в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки. Ценность самообразования состоит в самостоятельном поисковом размышлении, свободном усвоении выбранной области знаний. 

Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

Функции самообразования

  • накопление новых знаний
  • ликвидация недостатков в общей или профессиональной культуре
  • саморазвитие
  • предупреждение инерции собственного мышления
  • сохранение жизненной энергии и ощущение полноты жизни

 Основные направления самообразования

  • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
  • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
  • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому. Выбирать тему самообразования можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

Воспитателям дошкольного образования с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

Для опытных специалистов:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

Рекомендации педагогам, занимающиеся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит выбирать своё мнение.
  • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
  • Делитесь  опытом с коллегами!  

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад на педагогическом совете.
  • Консультация
  • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
  • Проведение открытого занятия
  • Творческий отчёт
  • Проведение развлечений, досугов
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 

 Тест для самодиагностики: "Личная  заинтересованность педагога в   саморазвитии"

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Осмысливаю свою деятельность.
  6. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  7. Я открыто обсуждаю интересующие  меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  8. Стараюсь сохранять веру  в свои силы  и возможности.
  9. Стараюсь добиваться положительного результата в своей  деятельности.
  10. Мне нравится изучать и познавать всё новое. 

Результат:  большая часть положительных ответов дают основание сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самообразованию.

Алгоритм формулировки темы по самообразованию

Тема самообразования (педагогического опыта)

Например: Тема «Формирование нравственных представлений у детей старшей группы в игровой деятельности»

Что я делаю?

С кем я это делаю?

Как я это делаю?

Для чего я это делаю?

Формирую нравственные представления

Дети старшей группы

В игровой деятельности

 

Фронтальный самоконтроль

Фронтальный самоконтроль проводится для целостного и все­стороннего изучения работы педагогических работников группы (учреждения дошкольного образования), направлен на выявление по­ложительных результатов, причин неудовлетворительной работы и принятия необходимых корректирующих мер.

Показателями неудовлетворительной работы педагогических ра­ботников группы (учреждения дошкольного образования) могут быть:

  • низкое качество образовательного процесса в группе;
  • осуществление педагогической деятельности на низком про­фессиональном уровне;
  • неприемлемый стиль взаимодействия с участниками образова­тельного процесса в группе;
  • высокая заболеваемость воспитанников;
  • регулярные случаи травматизма воспитанников;
  • претензии родителей и др.

Продолжительность фронтального самоконтроля определяется в соответствии с поставленными целью и задачами.

 

 

Литература:

  1. Организация самоконтроля за обеспечением качества образхования в учреждении дошкольного образования / Т.М. Недвецкая [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2018. – 39 с.
свернуть

Тематический самоконтроль

Тематический самоконтроль предполагает изучение состояния образовательного процесса по реализации содержания определенной образовательной области (или ее компонента). Характеризуется комплексным и всесторонним изучением отдельного направления деятельности педагогических работников с последующим внесением коррективов для совершенствования качества образовательного про­цесса. Как правило, тематический самоконтроль направлен на изуче­ние системы работы педагогов в рамках решения годовых задач учреждения дошкольного образования.

Тематический самоконтроль включает следующие структурные компоненты:

  • условия для организации образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса;
  • профессиональная компетентность педагогических работников;
  • взаимодействие с родителями воспитанников;
  • результативность образовательного процесса.

Предлагаемая структура тематического самоконтроля является

наиболее распространенной в педагогической практике. Несмотря на ее универсальность, при планировании тематического самоконтроля по каждой годовой задаче требуется детализация содержания само­контроля, т. е. выделение критериев (что конкретно будем изучать по каждому компоненту?), определение методов самоконтроля (как будем изучать?).

Условия организации образовательного процесса. В данном компо­ненте оценивается, какие условия для реализации образовательной дея­тельности по изучаемому направлению созданы в учреждении, в груп­пах (научно-методическое и материально-техническое обеспечение).

Особое внимание уделяется оценке качества развивающей предметно-пространственной среды (содержательная насыщенность, доступность, вариативность, полифункциональность, гибкое зониро­вание, динамичность, безопасность и др.) и ее возможностей для реализации содержания определенной образовательной области (годовой задачи). Также могут анализироваться дидактические игры и пособия, наглядный материал, авторские разработки педагогов по оснащению среды и др. Оценка качества развивающей предметно­-пространственной среды проводится в ходе ее экспертизы (наблюде­ния), может использоваться самооценка педагога.

Наиболее информативно наблюдение за самостоятельной дея­тельностью воспитанников в группе, позволяющее оценить соответствие развивающей предметно-пространственной среды психолого­-педагогическим требованиям.

Планирование образовательного процесса. Данный компонент направлен на изучение системы планирования педагогических работ­ников в контексте реализации содержания определенной образова­тельной области (годовой задачи).

Необходимо оценить системность, последовательность планиро­вания, его соответствие возрастным особенностям воспитанников и учебной программе дошкольного образования. Также анализируется вариативность запланированных форм образовательной работы с вос­питанниками. При оценке планирования следует анализировать как специально организованную, так и/или нерегламентированную дея­тельность воспитанников.

Оценка качества планирования образовательного процесса осу­ществляется на основе анализа документации педагогических работников.

Профессиональная компетентность педагогических работников. По данному компоненту необходимо определить, насколько педагоги владеют методическим аспектами изучаемого направления (имеют ли представления о том, что такое..., как формируется, развивается, вос­питывается..., в процессе каких видов деятельности, посредством ка­ких методов... и др.). Для этого можно использовать анкетирование, тестирование, собеседование.

Далее следует изучить, какие формы, методы и приемы исполь­зуют педагогические работники в работе с воспитанниками, чем кон­кретно подтверждается их эффективность. Необходимо оценить сте­пень участия и профессионализм всех педагогических работников в реализации годовой задачи (руководители физического воспитания, музыкальные руководители, педагог-психолог и др.).

Профессиональная компетентность педагогических работников оценивается по результатам посещения занятий, деятельности вне за­нятий, мероприятий распорядка дня, праздников, досугов, развлече­ний и др. Следует учитывать, насколько способствовали мероприятия методической работы профессиональному развитию педагогов, нашло ли это отражение в реальной работе с детьми.

Взаимодействие с родителями воспитанников. По данному ком­поненту оценивается вариативность планирования и содержание форм взаимодействия с родителями в контексте определенного направления деятельности учреждения дошкольного образования (годовой задачи). Необходимо проанализировать, какие из коллективных, наглядно­информационных, информационно-коммуникационных форм взаимо­действия с семьей были наиболее оптимальными и эффективными, позволили включить родителей воспитанников в образовательный процесс, повысить их психолого-педагогическую компетентность. Также важно учитывать, как родители оценивают результативность деятельности педагогических работников.

Результативность образовательного процесса. Обращаем внима­ние, что качество образовательного процесса не может оцениваться по достигнутому уровню развития детей. Согласно современным подходам к оценке качества дошкольного образования необходимо фокусировать внимание на качестве педагогической работы, т. е. на качестве педагогических процессов и созданных для них условий, благодаря которым каждый воспитанник получает максимум возмож­ностей для своего развития. На уровне дошкольного образования каче­ство результатов образовательного процесса может быть зафиксирова­но в показателях, отражающих положительную динамику развития ребенка по формуле «каким был воспитанник - каким стал воспитан­ник». Прирост в показателях развития ребенка может рассматриваться как мера качества результатов образовательного процесса.

В проведении тематического самоконтроля наряду с заведую­щим и заместителем заведующего по основной деятельности могут принимать участие и другие специалисты учреждения дошкольного образования.

Планирование тематического самоконтроля в течение учебного года - не менее 2.

Сроки реализации тематического самоконтроля могут составлять от 2 недель до 1 месяца (в зависимости от количества групп, педаго­гических работников в конкретном дошкольном учреждении). Нецелесообразно планировать тематический и другие виды само­контроля параллельно.

Особенности проведения тематического самоконтроля:

  • включение в годовой план работы учреждения дошкольного образования содержания тематического самоконтроля (напомним, специфика содержания решаемых задач учреждения на год определя­ется выявленными недостатками, затруднениями по результатам предыдущего года, особенностями и возможностями учреждения, его педагогическим составом);

составление плана тематического самоконтроля, в котором по­дробно раскрываются цель, задачи, конкретизируются объекты и методы самоконтроля, сроки проведения, участники (данный вид са­моконтроля, как правило, охватывает всех педагогических работников), ответственные; на стадии подготовки необходимо составить опросники, подобрать диагностические методики, оценочные шкалы, анкеты;

  • непосредственное изучение состояния образовательного процесса либо его компонента в соответствии с планом тематического самоконтроля;
  • определение положительных сторон анализируемого процесса (положительного опыта организации образовательного процесса по данному направлению) и его проблем, анализ причин, выявление резервов для устранения проблемных полей и направлений дальней­шей реализации положительных результатов;
  • составление аналитической информации по итогам темати­ческого самоконтроля, формулировка конкретных рекомендаций по каждому компоненту тематического самоконтроля;
  • рассмотрение информации по результатам тематического самоконтроля на заседании педагогического совета, принятие управ­ленческих решений как необходимых корректирующих мер для до­стижения поставленной цели.

Управленческие решения по итогам тематического самоконтроля могут быть направлены на:

  • совершенствование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;
  • совершенствование профессиональной компетентности педаго­гических работников и развитие их творческого потенциала;
  • внедрение в образовательный процесс учреждения дошкольно­го образования современных педагогических технологий, методов и приемов педагогической деятельности;
  • совершенствование здоровьесберегающей системы в учрежде­нии дошкольного образования;
  • изучение педагогического опыта, распространение эффектив­ной педагогической практики;
  • проверка исполнения решений педагогического совета.

 

 

Литература:

Организация самоконтроля за обеспечением качества образхования в учреждении дошкольного образования / Т.М. Недвецкая [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2018. – 39 с.

свернуть

Предупредительный самоконтроль

Предупредительный самоконтроль имеет профилактическую направленность, обеспечивает предупреждение возникновения и рас­пространения возможных нарушений в образовательном процессе. Осуществляется до фактического начала работы.

Специфика реализации предупредительного самоконтроля за­ключается в двухэтапности его проведения. Первый этап включает в себя превентивную методическую работу по вопросу самоконтроля (консультация, семинар и др.). Второй этап направлен на осуществле­ние самой процедуры самоконтроля.

Примерное содержание предупредительного самоконтроля:

  • определение готовности педагогов к проведению летней оздо­ровительной работы, к новому учебному году;
  • организация деятельности с детьми во время каникул (зимних, весенних);
  • подготовка и проведение досугов и праздников;
  • проведение тематических дней (недель) в учреждении до­школьного образования и др.

Результативность предупредительного самоконтроля подтвер­ждается отсутствием нарушений в образовательном процессе, каче­ственной реализацией запланированных мероприятий.

 

 

Литература:

Организация самоконтроля за обеспечением качества образхования в учреждении дошкольного образования / Т.М. Недвецкая [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2018. – 39 с.

свернуть

Персональный самоконтроль

Персональный самоконтроль осуществляется за работой отдельно­го педагогического работника. Эта форма самоконтроля может исполь­зоваться заведующим и/или заместителем заведующего по основной де­ятельности учреждения дошкольного образования для оценки:

  • педагогической деятельности молодого специалиста и вновь пришедшего педагогического работника (с целью методического со­провождения);
  • профессиональных достижений педагогического работника;
  • уровня квалификации педагогического работника в период атте­стации на присвоение (подтверждение) квалификационной категории;
  • профессиональной деятельности педагогического работника, который снизил уровень своей работы, и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, в том числе на основа­нии обращений (претензий) родителей.

Содержание персонального самоконтроля определяется ответ­ственным за его исполнение.

Методы персонального самоконтроля:

  • посещение занятий, игр с воспитанниками;
  • наблюдение за взаимодействием с воспитанниками;
  • анализ и самоанализ педагогической деятельности;
  • анализ документации;
  • анализ дидактических разработок;
  • анализ показателей развития воспитанников, их динамики;
  • анализ участия педагогического работника и воспитанников в фестивалях, конкурсах, проектах;
  • анализ имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по за­писям в трудовой книжке, личном деле);
  • опрос законных представителей для определения степени удо­влетворенности качеством предоставляемых педагогическим работ­ником образовательных услуг и др.

Сроки проведения персонального самоконтроля определяются исполнителем в зависимости от целей, но не более двух недель.

Педагогический работник, который участвует в персональном самоконтроле, должен быть информирован о цели и содержании са­моконтроля, его сроках, ознакомлен в индивидуальной беседе с выво­дами и рекомендациями.

 

 

Литература:

Организация самоконтроля за обеспечением качества образхования в учреждении дошкольного образования / Т.М. Недвецкая [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2018. – 39 с.

свернуть

Оперативный самоконтроль

Оперативный самоконтроль проводится для систематического изучения текущего состояния деятельности учреждения дошкольного образования и своевременного предотвращения критических ситуа­ций, осуществления корректирующих действий. Характерной особенностью оперативного самоконтроля является регулярное изучение хода и результатов образовательного процесса.

Оперативный самоконтроль осуществляют заведующий учре­ждением дошкольного образования, заместитель заведующего по ос­новной деятельности, заместитель заведующего по хозяйственной ра­боте и медицинская сестра.

Оперативный самоконтроль может быть направлен на изучение выполнения санитарных норм и правил, анализ здоровьесберегающих условий, организацию питания и др. Вместе с тем основная часть его вопросов должна быть направлена на изучение содержания и органи­зации образовательного процесса.

В содержание оперативного самоконтроля на месяц целесообразно включать от двух до пяти вопросов. Они условно делятся на несколько категорий:

  • вопросы, требующие постоянного самоконтроля (организа­ция образовательного процесса, питания, соблюдение распорядка дня с учетом специфики сезона, дня недели; проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня и др.);
  • вопросы, требующие самоконтроля не реже одного раза в месяц (анализ заболеваемости, физкультурно-оздоровительные мероприятия, состояние документации, обеспечение безопасных и здоровых условий обучения и воспитания и др.);
  • вопросы, требующие самоконтроля не реже одного раза в квартал (выполнение решений заседаний органов управления, про­ведение родительских собраний, дней здоровья, музыкальных и спор­тивных праздников, развлечений, досугов; организация дополнитель­ных образовательных услуг и др.).

При определении содержания оперативного самоконтроля целе­сообразно учитывать и другие виды планируемого самоконтроля, чтобы исключить повторение рассматриваемых вопросов.

Цели и задачи оперативного самоконтроля могут быть диффе­ренцированы:

по категории педагогических работников (деятельность кого изучаем: всех педагогических работников, воспитателей разных ква­лификационных категорий, разного стажа работы в должности, рабо­тающих в разных возрастных группах, узких специалистов), например, в сентябре может быть запланирован оперативный самоконтроль в группах раннего возраста с целью изучения стиля общения педагога с воспитанниками;

по критериям изучения (что конкретно изучаем), например, при посещении специально организованной деятельности по образовательной области «Изобразительное искусство (рисование)» у воспитателя высшей квалифика­ционной категории целесообразно оценить эффективность и вариатив­ность использования методов и приемов обучения с учетом индивиду­ального и дифференцированного подходов, тогда как у молодого специалиста - соблюдение структуры и методики проведения занятия.

Данные, полученные в ходе оперативного самоконтроля, фикси­руются в картах самоконтроля (оценочных шкалах), которые могут оформляться как индивидуально на педагога (группу), так и в виде сводной карты. В них целесообразно указать изучаемый вопрос (цель самоконтроля), дату проведения, фамилию, имя, отчество педагогиче­ского работника или номер группы, критерии самоконтроля и показа­тели их оценки. На основании полученных данных готовится инфор­мация по итогам оперативного самоконтроля, которая рассматривает­ся на совещании при заведующем не менее одного раза в месяц и других заседаниях.

Обращаем внимание, что на совещаниях обсуждаются результаты оперативного самоконтроля, актуальные для большинства педагоги­ческих работников.

 

Литература:

Организация самоконтроля за обеспечением качества образхования в учреждении дошкольного образования / Т.М. Недвецкая [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2018. – 39 с.

свернуть

Организация и проведение самоконтроля

Планирование системы самоконтроля

Планирование системы самоконтроля включает в себя совокуп­ность процессов, связанных с определением целей, задач и содержа­ния самоконтроля, определением порядка действий, непосредствен­ных участников и исполнителей, органов управления для обсуждения и принятия управленческих решений.

Статьей 125 Кодекса Республики Беларусь об образовании установ­лено, что порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспе­чением качества образования определяются руководителем учреждения образования. В каждом учреждении дошкольного образования необхо­димо планировать и реализовывать собственную оптимальную систему контрольной деятельности с целью обеспечения качества дошкольного образования. Виды и содержание самоконтроля на текущий учебный год планируются в разделе «Контроль» годового плана учреждения до­школьного образования. Допускается внесение обосно­ванных дополнений и изменений в раздел «Контроль» годового плана учреждения дошкольного образования. ,

Разработка положения о самоконтроле и издание приказов о про­ведении самоконтроля является нецелесообразным, так как годовой план учреждения дошкольного образования утверждается руководи­телем и имеет юридическую силу.

Самоконтроль качества образовательного процесса проводится для поддержания его соответствия установленным требованиям. Содержание самоконтроля должно обеспечивать всестороннее изуче­ние направлений деятельности учреждения дошкольного образования. При планировании системы самоконтроля руководители самостоятельно распределяют по степени значимости объекты самоконтроля, подбирают для их изучения опти­мальные виды и методы, определяют периодичность измерения. Объекты самоконтроля могут изучаться систематически (еженедельно, ежемесячно) или эпизодически (раз в полугодие, год).

Содержание самоконтроля должно быть обоснованным, т. е. определяться руководителем на основании итогового анализа деятельности учреждения дошкольного образования. Качественный анализ выполнения годового плана за предыдущий год является условием выбора объектов самоконтроля (то, что действи­тельно важно, наиболее проблемно, выступает слабым звеном в дея­тельности педагогического коллектива).

При планировании системы самоконтроля следует учитывать:

  • особенности и направления деятельности учреждения до­школьного образования (вид учреждения, контингент воспитанников, количество и наполняемость групп, годовые задачи и др.);
  • качественный и количественный состав педагогических работ­ников;
  • вопросы, которые не изучались в предыдущем году;
  • рациональность выбора видов самоконтроля и частоты прове­дения (разнообразие и количество не должно преобладать над каче­ством контрольной деятельности).

Для обеспечения плановости и открытости самоконтроля реко­мендуется в начале каждого месяца в методическом кабинете или на специальном стенде размещать план самоконтроля и перечень изу­чаемых вопросов на текущий месяц с указанием конкретных сроков проведения, участников и ответственных за проведение самоконтроля.

Общий алгоритм проведения самоконтроля

  1. Формулировка целей и задач самоконтроля.

Цель направлена на изучение выбранного объекта самоконтроля. Например: объект - организация питания воспитанников, цель - изучить деятельность воспитателей по организации питания воспи­танников.

Задачи конкретизируют цель и отвечают на вопрос «что конкретно будем изучать?». Сформулированные задачи являются основанием для определения критериев оценки изучаемого объекта (вопроса). Напри­мер: если цель - изучение деятельности воспитателей по организации питания воспитанников, тогда задачи могут быть сформулированы так:

  • изучить соблюдение гигиенических требований при подготовке к приему пищи;
  • оценить соблюдение норм сервировки стола;
  • определить, умеют ли воспитанники пользоваться столовыми приборами;
  • проанализировать соблюдение правил поведения за столом воспитанниками и др.

Количество задач определяется субъектом самоконтроля само­стоятельно, зависит от содержания и сложности изучаемого объекта, особенностей функционирования и результатов деятельности учре­ждения дошкольного образования.

  1. Определение критериев и показателей оценки изучаемого объекта (вопроса) в соответствии с целью самоконтроля.

Критерий - это признак, на основе которого производится оценка состояния изучаемого объекта (вопроса). Например, при изучении ка­чества проведения педагогом занятия с воспитанниками (цель само­контроля) критериями его оценки могут быть следующие: соответ­ствие содержания занятия задачам учебной программы дошкольного образования; оптимальность объема содержания занятия для данной возрастной группы; соответствие методов и приемов возрастным осо­бенностям детей и др.

Показатель - это качественная и количественная оценка, характе­ризующая степень выраженности признака (критерия). Наиболее опти­мальным способом количественного выражения показателя является трехбалльная шкала: 3 балла - полностью соответствует заданному нормативу, 2 балла — частично соответствует, 1 балл — не соответствует (признак отсутствует или присутствует эпизодически, бессистемно). Наименьший показатель в баллах будет тем слабым звеном в управлен­ческой деятельности, которому необходимо уделить особое внимание.

  1. Выбор оптимальных методов самоконтроля диагностического инструментария (оценочные шкалы, методики, анкеты, схемы и др.). В современной методической литературе диагностический инстру­ментарий широко представлен в пособиях К. Ю. Белой, Л. М. Денякиной, Л. В. Лобынько, А. А. Гуз и др. Выбор (при необходимости разработка) диагностического инструментария осуществляет заведу­ющий или заместитель заведующего по основной деятельности учре­ждения дошкольного образования.
  2. Измерение изучаемого объекта, констатация, фиксация фактов изучаемого вопроса, обработка информации (составление таблиц, графиков, количественный анализ данных).
  3. Оценка и анализ полученной информации. Выявление положи­тельных аспектов деятельности по изучаемому вопросу для большин­ства (в случае необходимости для отдельной возрастной группы, педа­гогического работника); типичных проблемных позиций для большин­ства участников самоконтроля, профессиональных затруднений в разрезе каждой возрастной группы или отдельных педагогических ра­ботников. Определение основных причин выявленных несоответствий.

Формулировка выводов, подготовка обоснованных рекоменда­ций по итогам самоконтроля (выбор способов устранения недостатков или усиление положительных тенденций образовательной практики). При подготовке рекомендаций в первую очередь необходимо преду­смотреть возможность корректировки типичных проблем, касающихся деятельности всех или большинства педагогических работников, а затем определить способы решения проблем отдельных возрастных групп или педагогов. Рекомендации по итогам самоконтроля должны быть аргументированными и конкретными с указанием сроков устра­нения выявленных недостатков.

Материалы по итогам самоконтроля оформляются в виде инфор­мации, в которой необходимо изложить актуальные факты о состоя­нии изучаемого объекта, их анализ, выводы и рекомендации.

   5. Рассмотрение результатов самоконтроля и принятие управлен­ческих решений. В учреждении дошкольного образования информация по результатам самоконтроля может рассматриваться на заседаниях:

  • локального оперативного органа управления (совещание при за­ведующем);
  • органов самоуправления (совет учреждения дошкольного обра­зования, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет);
  • коллегиальных органов (собрание трудового коллектива, совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних).

Ход обсуждения вопросов и принятые решения оформляются протоколом заседания.

По итогам изучения вопросов самоконтроля принимаются управ­ленческие решения. При положительных результатах определяются поощрительные меры и мероприятия, способы распространения по­ложительной педагогической практики, при отрицательных - даются поручения (рекомендации), устанавливаются сроки корректировки недостатков, назначаются ответственные за их выполнение. Таким образом, самоконтроль является основанием для принятия конкрет­ных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и его условий.

    6. Проверка исполнения управленческого решения. Свидетельством исполнения управленческих решений по результатам самоконтроля яв­ляется внутренний документ с отметкой об исполнении.

 

Литература:

Организация самоконтроля за обеспечением качества образхования в учреждении дошкольного образования / Т.М. Недвецкая [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2018. – 39 с.

свернуть
Меню раздела
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов