Тематический самоконтроль предполагает изучение состояния образовательного процесса по реализации содержания определенной образовательной области (или ее компонента). Характеризуется комплексным и всесторонним изучением отдельного направления деятельности педагогических работников с последующим внесением коррективов для совершенствования качества образовательного процесса. Как правило, тематический самоконтроль направлен на изучение системы работы педагогов в рамках решения годовых задач учреждения дошкольного образования.
Тематический самоконтроль включает следующие структурные компоненты:
- условия для организации образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса;
- профессиональная компетентность педагогических работников;
- взаимодействие с родителями воспитанников;
- результативность образовательного процесса.
Предлагаемая структура тематического самоконтроля является
наиболее распространенной в педагогической практике. Несмотря на ее универсальность, при планировании тематического самоконтроля по каждой годовой задаче требуется детализация содержания самоконтроля, т. е. выделение критериев (что конкретно будем изучать по каждому компоненту?), определение методов самоконтроля (как будем изучать?).
Условия организации образовательного процесса. В данном компоненте оценивается, какие условия для реализации образовательной деятельности по изучаемому направлению созданы в учреждении, в группах (научно-методическое и материально-техническое обеспечение).
Особое внимание уделяется оценке качества развивающей предметно-пространственной среды (содержательная насыщенность, доступность, вариативность, полифункциональность, гибкое зонирование, динамичность, безопасность и др.) и ее возможностей для реализации содержания определенной образовательной области (годовой задачи). Также могут анализироваться дидактические игры и пособия, наглядный материал, авторские разработки педагогов по оснащению среды и др. Оценка качества развивающей предметно-пространственной среды проводится в ходе ее экспертизы (наблюдения), может использоваться самооценка педагога.
Наиболее информативно наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников в группе, позволяющее оценить соответствие развивающей предметно-пространственной среды психолого-педагогическим требованиям.
Планирование образовательного процесса. Данный компонент направлен на изучение системы планирования педагогических работников в контексте реализации содержания определенной образовательной области (годовой задачи).
Необходимо оценить системность, последовательность планирования, его соответствие возрастным особенностям воспитанников и учебной программе дошкольного образования. Также анализируется вариативность запланированных форм образовательной работы с воспитанниками. При оценке планирования следует анализировать как специально организованную, так и/или нерегламентированную деятельность воспитанников.
Оценка качества планирования образовательного процесса осуществляется на основе анализа документации педагогических работников.
Профессиональная компетентность педагогических работников. По данному компоненту необходимо определить, насколько педагоги владеют методическим аспектами изучаемого направления (имеют ли представления о том, что такое..., как формируется, развивается, воспитывается..., в процессе каких видов деятельности, посредством каких методов... и др.). Для этого можно использовать анкетирование, тестирование, собеседование.
Далее следует изучить, какие формы, методы и приемы используют педагогические работники в работе с воспитанниками, чем конкретно подтверждается их эффективность. Необходимо оценить степень участия и профессионализм всех педагогических работников в реализации годовой задачи (руководители физического воспитания, музыкальные руководители, педагог-психолог и др.).
Профессиональная компетентность педагогических работников оценивается по результатам посещения занятий, деятельности вне занятий, мероприятий распорядка дня, праздников, досугов, развлечений и др. Следует учитывать, насколько способствовали мероприятия методической работы профессиональному развитию педагогов, нашло ли это отражение в реальной работе с детьми.
Взаимодействие с родителями воспитанников. По данному компоненту оценивается вариативность планирования и содержание форм взаимодействия с родителями в контексте определенного направления деятельности учреждения дошкольного образования (годовой задачи). Необходимо проанализировать, какие из коллективных, наглядноинформационных, информационно-коммуникационных форм взаимодействия с семьей были наиболее оптимальными и эффективными, позволили включить родителей воспитанников в образовательный процесс, повысить их психолого-педагогическую компетентность. Также важно учитывать, как родители оценивают результативность деятельности педагогических работников.
Результативность образовательного процесса. Обращаем внимание, что качество образовательного процесса не может оцениваться по достигнутому уровню развития детей. Согласно современным подходам к оценке качества дошкольного образования необходимо фокусировать внимание на качестве педагогической работы, т. е. на качестве педагогических процессов и созданных для них условий, благодаря которым каждый воспитанник получает максимум возможностей для своего развития. На уровне дошкольного образования качество результатов образовательного процесса может быть зафиксировано в показателях, отражающих положительную динамику развития ребенка по формуле «каким был воспитанник - каким стал воспитанник». Прирост в показателях развития ребенка может рассматриваться как мера качества результатов образовательного процесса.
В проведении тематического самоконтроля наряду с заведующим и заместителем заведующего по основной деятельности могут принимать участие и другие специалисты учреждения дошкольного образования.
Планирование тематического самоконтроля в течение учебного года - не менее 2.
Сроки реализации тематического самоконтроля могут составлять от 2 недель до 1 месяца (в зависимости от количества групп, педагогических работников в конкретном дошкольном учреждении). Нецелесообразно планировать тематический и другие виды самоконтроля параллельно.
Особенности проведения тематического самоконтроля:
- включение в годовой план работы учреждения дошкольного образования содержания тематического самоконтроля (напомним, специфика содержания решаемых задач учреждения на год определяется выявленными недостатками, затруднениями по результатам предыдущего года, особенностями и возможностями учреждения, его педагогическим составом);
составление плана тематического самоконтроля, в котором подробно раскрываются цель, задачи, конкретизируются объекты и методы самоконтроля, сроки проведения, участники (данный вид самоконтроля, как правило, охватывает всех педагогических работников), ответственные; на стадии подготовки необходимо составить опросники, подобрать диагностические методики, оценочные шкалы, анкеты;
- непосредственное изучение состояния образовательного процесса либо его компонента в соответствии с планом тематического самоконтроля;
- определение положительных сторон анализируемого процесса (положительного опыта организации образовательного процесса по данному направлению) и его проблем, анализ причин, выявление резервов для устранения проблемных полей и направлений дальнейшей реализации положительных результатов;
- составление аналитической информации по итогам тематического самоконтроля, формулировка конкретных рекомендаций по каждому компоненту тематического самоконтроля;
- рассмотрение информации по результатам тематического самоконтроля на заседании педагогического совета, принятие управленческих решений как необходимых корректирующих мер для достижения поставленной цели.
Управленческие решения по итогам тематического самоконтроля могут быть направлены на:
- совершенствование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников и развитие их творческого потенциала;
- внедрение в образовательный процесс учреждения дошкольного образования современных педагогических технологий, методов и приемов педагогической деятельности;
- совершенствование здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования;
- изучение педагогического опыта, распространение эффективной педагогической практики;
- проверка исполнения решений педагогического совета.
Литература:
Организация самоконтроля за обеспечением качества образхования в учреждении дошкольного образования / Т.М. Недвецкая [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2018. – 39 с.