Технология М.Монтессори

Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от модели обучения «ребёнок делает по образцу». Дошкольная педагогика XXI столетия синтезирует главные идеи века предшествующего. Монтессори-метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Принципы педагогики Монтессори активно внедряются в учреждения дошкольного образования и применяются родителями в домашнем образовании.

Мария Монтессори стала одной из первых женщин врачей в Италии и проходила практику в клинике с детьми, которым поставили диагноз «умственная отсталость». Монтессори выявила, что эти дети по большей части не имеют нейропсихических отклонений, а являются педагогически запущенными, т. е. у них не было возможности и условий для развития. В начале ХХ века складывается воспитательная система Монтессори, в Италии открывается «Дом для детей», и его воспитанники показывают уровень мыслительных и двигательных навыков, превосходящий данные сверстников из обычных школ. Идеи Монтессори обсуждаются во всей Европе, проникают в дореволюционную Россию: функционировали курсы по ознакомлению с методом, открывались детские сады-монтессори, дочь писателя Льва Толстого использовала элементы педагогической системы в яснополянской школе. Но в 20-е годы большевиками был наложен запрет на популяризацию иностранных методик, образовательные учреждения по Монтессори закрылись. Лишь в конце ХХ века происходит переосмысление наследия Марии Монтессори и на основе его принципов вновь начинают работать детские сады и школы.

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы учреждения дошкольного образования по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.

В основе концепции монтессори-педагогики лежит положение о детстве как особом периоде в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребёнок воспринимался как маленькая копия взрослого и считалось, что его нужно научить следовать некоему общественному образцу, то в гуманистической педагогике каждый ребёнок — уникальный субъект образования. Для работы в монтессори-сады набираются воспитатели дошкольного образования, прошедшие повышение квалификации по программе «Монтессори-педагогика». Роль педагога таких учреждений отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства.

Очень интересна роль педагога в такой группе, кардинально отличающаяся от роли привычных воспитателей. Его задача не вести ребёнка, а идти за ним. Ребёнок действует самостоятельно, а педагог лишь направляет, иногда помогает и отмечает достижения.

Ребёнок является субъектом воспитания и образования, в нём природой заложено стремление к саморазвитию

«Универсальные характеристики детства» по М. Монтессори

  1. Ребёнок наделён внутренними «помощниками» саморазвития.
  2. Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению.
  3. Ребёнок учится через игру-работу.
  4. Ребёнок стремится быть независимым.
  5. Ребёнок проходит через определённые этапы развития.

Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем.

Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.

Монтессори-педагоги эффективно используют знание о внутренних «помощниках» детей. В монтессори-группе учреждения дошкольного образования воспитатель регулярно демонстрирует способы взаимодействия с различными материалами — рано или поздно образы визуальной памяти ребёнок использует в самостоятельной деятельности, попробует повторить. Осуществляется также демонстрация способа контроля ошибок: ребёнок обращается за помощью в случае неудачи в упражнении, педагог не исправляет ошибку, но помогает её обнаружить, устранить и прийти к желаемому результату воспитаннику самому.

Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка. Это положение монтессори-методики активно используется и в домашнем воспитании.

Монтессори-метод позволяет детям те занятия, которых не было в авторитарной системе образования

В монтессори-центрах те действия с предметами, которые в традиционных учреждениях часто считаются потенциально опасными для детей или нарушающими «рабочую» тишину, расцениваются как необходимые к изучению и освоению. Если ребёнок хочет провести опыт со стеклянными сосудами — разрешается, он научится обращаться с ними бережно, а если разобьёт — во-первых, на своей ошибке получит представление о хрупкости стекла, во-вторых, потренируется аккуратно убирать осколки. Ребёнок передвигает стул во время занятия, шум мешает другим детям — наглядный пример для малыша, почему надо соблюдать тишину в учебном помещении, и стимул тренироваться, в следующий раз он передвинет мебель тише.

Сензитивные периоды развития

Выделение сензитивных периодов — следующее положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в учреждениях дошкольного образования. Сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Периоды индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.

Период сенсорного развития длится большую часть дошкольного детства, множество упражнений направлено на развитие сенсорных возможностей. На основании среднестатистических данных указываются временные рамки сензитивных периодов:

  • чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени — 0–3 года;
  • восприятие языка и развитие речи — 0–6 лет;
  • сенсорное развитие — 0–5,5 лет;
  • развитие движения и действий — 1–4 года;
  • развитие социальных навыков — 2,5–6 лет;
  • восприятие маленьких предметов — 1,5–2,5 года.

Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка развивающую предметн-пространственную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов — сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки), деталек, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.

Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.

Принцип подготовленной среды

Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера. Помещение монтессори-группы просторное, светлое, эстетически привлекательное. Мебель и оборудование в монтессори-группе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом. Материалы находятся в свободном доступе, что носит характер призыва к действию.

Развивающая предметно-пространственная среда по методике Монтессори организуется в детской групповой родителями, поддерживающими эту педагогическую концепцию. В интерьере групповой отсутствуют принтованные обои и занавески, цветовая гамма подбирается в пастельных тонах. Игрушки располагаются на открытых низких полках и подбираются родителями с учётом восприимчивости ребёнка в данный момент. На подоконнике или полочке находится комнатное растение.

Организация учреждений дошкольного образования по программе Марии Монтессори

Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Образовательного стандарта дошкольного образования:

  • Личностно-ориентированная модель образования: монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
  • Воспитание разносторонне развитой личности: в монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
  • Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие монтессори-материалы.

Особенности программы Монтессори

Программа Монтессори отличается от учебной программы дошкольного образования комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:

  1. Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для детей дошкольного возраста — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
  2. Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
  3. Предоставление ребёнку свободы:
  • в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
  • времени и темпа работы;
  • места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
  • в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
  • ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
  1. Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в группе, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.

Концепция свободного воспитания часто отпугивает родителей воспитанников. Им кажется, что такая установка в учреждении дошкольного образования обернётся вседозволенностью и дети будут избалованными и заносчивыми. Но свобода самовыражения происходит в правильно организованной среде, с развивающими материалами, при помощи педагога-посредника. Выпускники монтессори-учреждений самостоятельны в учебной и бытовой сферах, ценят порядок во всём, хорошо дисциплинированы. По Монтессори, свобода — в принятии педагогом права ребёнка на собственное мнение и принятие решений.

Для справки — по системе Монтессори учились Билл Гейтс, Стив Джобс, принц Уильям, Билл Клинтон, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также основатель Википедии Джимми Уэйлс и создатель Amazon Джеффри Безос.

Свобода выбора определяет образовательную систему по Монтессори и способствует развитию в детях качеств, необходимых для успеха в будущем.

Организация пространства в учреждении Монтессори

Помещение монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:

  • Жизненная практика или УПЖ (упражнения практической жизни).
  • Сенсорика/развитие мелкой моторики.
  • Математика.
  • Языковое развитие.
  • Естественно-научное/космическое развитие.
  • Крупная моторика/двигательное развитие.

Зона УПЖ является наиболее важной для саморазвития детей раннего возраста. Здесь должны находиться настоящие предметы бытовой жизни (не игрушки, не бутафорские копии): сосуды, столовые приборы, полотенца, губки и тряпочки, мыло, неструктурированные вещества (соль, сахар, мука), продукты. В уголке жизненной практики дети учатся самообслуживанию: умыванию, уборке, мытью посуды и овощей/фруктов, приготовлению пищи. Для тренировки в самостоятельном одевании в зоне УПЖ имеются специальные тренажёры (рамки или бизиборды) с закреплёнными на них застёжками, пуговицами, липучками, шнурками. В зоне УПЖ ребёнок учится ухаживать за собой и окружающими предметами.

В зоне сенсорного развития дети 1,5–5 лет совершенствуют восприятие объектов окружающего мира различными способами. Материалы сенсорного уголка учат ребёнка концентрировать внимание на основных признаках предмета, развивают мелкую моторику — закрепляются навыки владения небольшими инструментами и предметами, необходимые для освоения письма и творческих видов деятельности в дальнейшем.

Перечень материалов сенсорной зоны:

  • для определения величины предметов: башня из кубиков (розовая башня), набор цилиндров разного размера, коричневая лестница (из блоков), красная штанга, триномиальный куб. Занятия с кубиками формируют представление о величине предметов
  • для развития цветового восприятия: таблички разных цветов и оттенков. Ребёнок развивает цветовое восприятие, занимаясь с карточками различных оттенков
  • для развития осязания: образцы тканей, шершавые таблички. Ребёнок развивает тактильное чувство в зоне сенсорики.
  • для развития слуха: звонки, шумовые коробочки и цилиндры. В зоне сенсорики развивается слуховое восприятие
  • для развития восприятия на ощупь (стереогностики): предметы различных геометрических форм и пропорций, «волшебный мешочек», сортеры. Стереогностическое восприятие развивается через изучение предметов наощупь.
  • для развития обоняния: коллекция запахов (баночки с отверстиями, содержащие различные пахучие вещества — кофейные зёрна, засушенные цветы, цедру лимона, ватки с эфирными маслами, можжевеловые бусины). Дети изучают коллекцию ароматов.
  • для развития вкуса: баночки со съедобными наполнителями. Упражняясь, дети развивают вкусовое восприятие.

Зона математики организуется в тесной взаимосвязи с зоной сенсорики. Начальные математические представления дети получают через изучение конкретных материалов (не абстрактных цифр и знаков):

веретёна: учат счёту в пределах десятка и способствуют формированию понятия «количество». Раскладывание веретён по секциям с цифрами тренирует у ребёнка счёт в пределах 10;

красно-синие штанги: используются для обучения навыку простых вычислительных операций (сложение, вычитание, умножение, деление). Материал учит первичным основам счёта и может быть использован для простейших арифметических действий;

доски Сегена: способствуют развитию представления о геометрических фигурах (доски с фигурками-вкладышами), обучению счёту (доски с цифрами). Тренировка в счёте в пределах 100;

золотые бусины: обучение счёты до ста, арифметическим действиям. Эти материалы обеспечивают введение в понятие счёта, количества и основных математических функций.

В уголке родного языка ребёнок пополняет активный словарный запас, пробует составлять небольшие рассказы. Зона языкового развития также организуется на материале, совершенствующего сенсорное восприятие: вырезанные из песчаной бумаги буквы, карточки с различной поверхностью с изображением букв и картинок для развития речевых способностей. Обучению письму способствуют рамки для штрихования и подвижный алфавит. Для обучения интуитивному чтению существует подборка коробочек с фигурками, таблички с подписями предметов в помещении, простые книжки. Изучение шероховатых карточек развивает сенсорное восприятие, знакомит ребёнка с контурами букв

Зона познания окружающего мира часто называется в монтессори-педагогике космической. Занятия в рамках изучения естественно-научной области строится по принципу «от конкретики к абстракции». Педагог демонстрирует какое-либо явление окружающего мира и даёт воспитанникам возможность самостоятельно сделать заключение об увиденном. Например, прикрепляет на географической карте фишки с изображением животных и растений, а дети делают вывод, какие представители флоры и фауны любят холодный климат, а какие из них теплолюбивы. В космической зоне воспитанники формируют представления о географии, зоологии и ботанике, космосе, о научных способах познания мира (опыты и эксперименты).

Зона двигательной активности в монтессори-группе организуется на отдалении от других уголков развития, иногда — в смежном помещении. Здесь находится небольшой спортивный комплекс для развития крупной моторики и координации движений. Особенно важна зона физической активности для воспитанников с двигательными нарушениями. Дети тренируются в лазании, выполнении прыжков и качании, в удерживании равновесия.

Также в помещении группы организуются дополнительно зоны изобразительной деятельности и музыкального развития. Здесь дети развивают творческие способности, учатся выражать эмоции в образах продуктивного творчества (рисование, лепка, аппликация) и посредством музыкальных видов деятельности (в музицировании, танце, пении). Занятия в творческих зонах также строятся по принципу свободы выбора материалов и способов действия. Ребёнок свободен в самовыражении и создании художественных образов

Зоны развития по программе Монтессори похожи на уголки развивающей предметно-пространственной среды в традиционном учреждении дошкольного образования. Есть общее и в материальном наполнении. Однако в монтессори-учреждении большее внимание уделяется развитию сенсорного восприятия воспитанников и действиям с конкретными материалами, даже при изучении абстрактных областей познания (таких как «грамота», «математика», «космос»).

Формы работы по программе Монтессори

  • Свободная работа детей. Каждый ребёнок вправе выбрать место, монтессори-материалы и способы действия для саморазвития.
  • Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности детей монтессори-педагог проводит занятия с отдельными воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным материалом.
  • Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми, которая предваряет и завершает свободную работу в монтессори-группе.
  • Творческие занятия в подгруппах. Это музицирование, художественное творчество, инсценировки, кулинарные занятия.
  • Групповые события: экскурсии, праздники, коллективное экспериментирование и работа в рамках проектной деятельности.

Занятие по программе Монтессори в учреждении дошкольного образования

  • Педагогический процесс в монтессори-группе начинается с проведения «дидактического круга». Монтессори-круг — это коллективное занятие, направленное на поддержание общего ритма группы. Круг проводится ежедневно в одно и то же время, что важно для восприимчивости детей младшего дошкольного возраста к упорядоченности временных отношений. Длительность такого занятия составляет 15–20 минут и имеет чёткую структуру:
  • Движение по линии. Дети завершают свои занятия, становятся в круг, начинают движение по линии — она может быть отмечена наклейками или цветным скотчем на ковре. Фоном возможно включение аудиозаписи: спокойной инструментальной мелодии, отрывка из классического произведения. Движение по линии сопровождается плавными движениями, выполнением дыхательной гимнастики.
  • «Урок тишины». Этот термин введён самой Марией Монтессори и предполагает развитие у детей способности контролировать своё состояние и прислушиваться к движениям окружающего мира. Для урока тишины существует множество упражнений. Простые: сесть так, как сидит педагог, приложить руку к сердцу, закрыть глаза и обратить внутренний взор на своё состояние. Упражнения для урока тишины могут быть направлены на способность устанавливать зрительный контакт. Пример, упражнение «Договоримся глазами»: дети смотрят на педагога, который держит мячик, педагог выбирает одного из воспитанников и, когда зрительный контакт с ним устанавливается, катит мяч в его сторону.
  • Фронтальное упражнение. Часто это ритмические упражнения под музыку (с колокольчиками, погремушками, бубнами) или с мячиком. Если круг имеет двигательную направленность, коллективное упражнение заключается в исполнении хоровода или другого танца, выполнении пальчиковой гимнастики. Познавательный круг предполагает показ презентации, обсуждение образовательной темы недели.
  • Коммуникативная игра («Я начну, а ты продолжи», «Назови противоположное» и др.), разучивание стихотворения или песенки, ритмопластика. На этом этапе развиваются речевые способности детей.

Круг Монтессори — уникальная форма взаимодействия в образовательном процессе, в которой воспитанники ощущают своё равенство и испытывают чувство единства.

После проведения круга педагог сообщает или напоминает образовательную тему (она находит отражение во всех формах деятельности в течение 1–3 недель), дети по очереди покидают круг и выбирают материалы для свободных занятий. Самостоятельная деятельность заканчивается «рефлексивным кругом». В нём сохраняется движение по линии, может присутствовать «Урок тишины», а обязательный элемент — высказывание впечатлений от занятий с монтессори-материалом. Дети по очереди делятся эмоциями и той информацией, которую им удалось узнать сегодня. В конце завершающего круга воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

Как оформить уголок Монтессори в учреждении дошкольного образования

Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями многих учреждений образования. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.

Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.

Материалы Монтессори своими руками

Выполняя действия с развивающими досками, ребёнок тренируется в совершенствовании навыка самообслуживания.

Карточки способствуют цветовому восприятию, могут быть использованы в речевых упражнениях

Имитация дощечек Сегена пригодится в обучении счёту в пределах 100

  • развивающие рамки и доски с застёжками;
  • фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
  • цветовые таблички из картона или плотного фетра;
  • контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
  • доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
  • игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).

Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:

  • Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
  • Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
  • Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
  • В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
  • Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.

Литература:

  • «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / под ред.  К.Е. Сумнительного. – М.: АПК и ПППРО, 2011.
  • Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори / В.Г. Дмитриева. – М., 2009.  Значение подготовленной среды для развития ребенка: сбор. материалов II Всероссийской конференции 
  • Монтессори, М. Антропология / М. Монтесори. – М., 2007.
  • Монтессори, М. Разум ребенка / М. Монтессори. – М., 1999. – 93 с.  
  • Монтесссори, М. Мой метод / М. Монтесори – И. АСТ, 2006.
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов