Концептуальные положения технологии
Основная идея технологии алгоритмизации (далее – ТА) – логика предмета изучения. Формирование математических представлений, навыков и умений требует особой точности вопросов, заданий, специальной направленности восприятия определенной логики познания. Поэтому, как отмечает И. В. Житко, чтобы не поставить ребенка в тупиковое положение, а спокойно подвести его к нужному выводу, действию, дать возможность обрадоваться достигнутому, воспитатель должен соблюдать определенную последовательность действий, вопросов, которые выступают как алгоритм обучения.
Основной подход к реализации учебной программы
Алгоритмы обучения могут быть использованы во всех видах деятельности, в построении различных форм организации работы с детьми; независимо от типа наглядности и условий, в которых происходит предматематическая подготовка.
Развивающая направленность образовательного процесса
ТА позволяет поощрять самостоятельный поиск ребенком пути решения поставленной задачи; создание ребенком нового оригинального творческого продукта; позволяет ребенку избежать ошибок и путаницы на пути познания.
Основные понятия технологии
Алгоритм – совокупность действий, правил решения поставленной задачи. В основе алгоритма лежит принцип расчленения сложного действия на элементарные, следующие друг за другом в определенной последовательности.
Алгоритм обучения (деятельность воспитателя дошкольного образования) трактуется как понятное и точное предписание последовательности действий воспитателя, направленных на достижение образовательной цели. Действия логически, научно обоснованно следуют одно за другим в строгом порядке, опираясь на предыдущие.
Алгоритм некоторых математических действий ребенка – совокупность математических операций, выполняемых в строго определенном порядке для решения задачи определенного типа. Алгоритмизация некоторых математических действий детей представлена усвоением детьми дошкольного возраста в процессе математического развития следующих алгоритмов: счета (количественного и порядкового), составления множества, сравнения множеств по количеству входящих в них элементов, деления целого на равные части, сравнения предметов по величине, измерения, обследования геометрических фигур и т. д. Данные алгоритмы выступают для ребенка правилами, общими способами выполнения действий.
Алгоритм структурирования форм специально организованной работы с детьми – четкая, научно обоснованная, логическая последовательность структурных частей той или иной формы организации деятельности дошкольников.
Алгоритм побуждения к развитию первых проявлений математических способностей ребенка предполагает:
- обязательность включения в проведение любой формы организации деятельности с детьми специально отобранной серии вопросов и заданий детям, направленных на развитие интереса к математике и развитие способности замечать во всех явлениях и предметах окружающего мира математические характеристики;
- развитие умений доказательно объяснять свои действия, действия других, обосновывать свой вариант действий; увеличение объема памяти, развитие ее разновидностей;
- развитие образно-схематического мышления, элементов логического мышления; воображения.
Алгоритмизация структуры форм специально организованной работы с детьми и построения комплексного подхода к математическому развитию ребенка выступает в строгой алгоритмизации 2-х вариантов занятий по математике: комбинированного и игрового обучающе-развивающего комплекса, таких форм познавательной практической деятельности, как опыта и эксперимента. В качестве примера четкого построения комплексного подхода можно представить поэтапное проведение процесса формирования у детей представлений о частях суток, о геометрических фигурах и др. Основные педагогические средства и методы технологии.
В качестве основных педагогических средств технологии выступают вопросы и задания детям. Данные основные средства могут включаться в различные формы всех видов деятельности (игру; упражнение; обследование; опыт; эксперимент; чтение, слушание или рассматривание художественных произведений; развлечение; занятия и т. д.) и использоваться в момент спонтанно возникшей или специально созданной практически значимой для ребенка проблемной ситуации.
Основными методами выступают: создание проблемных ситуаций, практическая ориентированность математики для детей дошкольного возраста, моделирование, синтетическое (полифункциональное) использование окружающих предметов и явлений с позиции их математического содержания, комплексный подход (использование всех видов деятельности для предматематического развития детей дошкольного возраста при опоре на ведущий вид на разных возрастных этапах).
Технология алгоритмизации процесса предматематического развития ребенка дошкольного возраста открывает возможность воспитателю дошкольного образования применять алгоритмы в построении различных форм организации работы с детьми; в различных видах деятельности, независимо от типа наглядности и условий, в которых происходит математическое развитие; в поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи; создания ребенком нового оригинального творческого продукта; позволяет ребенку избежать ошибок и путаницы на пути познания.
Литература:
Современные педагогические технологии в образовательном процессе учреждения дошкольного образования : учеб.-метод. пособие / под. общ. ред. В. Н. Шашок ; сост. В. Н. Шашок [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2019. – 123 с.