Образовательная область: Художественная литература

Содержание учебной программы дошкольного образования ("Художественная литература")

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи

  • развивать: художественное восприятие, интерес к содержанию литературных (фольклорных) произведений; эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; умение слушать чтение литературных произведений, отражать в играх образы персонажей литературных (фольклорных) произведений, интерес к звукам, словам, рифмам;  
  • формировать: умения повторять отдельные слова и выражения из стихов, сказок; следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия); активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;  
  • воспитывать отзывчивость на произведения литературы и фольклора.

 ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи

  • развивать: эстетические чувства, художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость на литературные (фольклорные) произведения; элементарные проявления детского словотворчества;
  • формировать: умения воспринимать произведения художественной литературы, фольклора различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора); отдельные элементы художественной формы (рифма, ритм), отличать прозу и стихотворную речь, некоторые жанровые особенности сказки (повторы); слушать литературные (фольклорные) произведения вместе с группой сверстников; практические художественно-речевые действия: повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения, передавать словами, действиями, жестами содержание литературного (фольклорного) произведения; рассказывать знакомые произведения;
  • воспитывать: отношение к книге как к произведению культуры (бережное обращение, стремление к рассматриванию иллюстраций, повторному прослушиванию).

 СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи: 

  • развивать: способность к художественному восприятию (понимать образное содержание и тему, идею произведения, уметь следить за развитием действия в произведении, воспринимать мелодичность родного языка, оценивать характер и поступки героев, высказывать свое отношение к литературному произведению); способность различать прозаическую и стихотворную речь; понимать жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения, загадки; эмоционально откликаться, воспринимать средства художественной выразительности; умение внимательно слушать литературные произведения, соотносить личный опыт с фактами, представленными в них;
  • формировать: умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, последовательно пересказывать сюжет знакомых сказок, передавать характер персонажей; представления об особенностях структуры повествования (зачин, повторы, концовка); умения: выявлять выразительные средства языка (эпитеты, сравнения); устанавливать простейшие причинно-следственные связи между событиями, поступками персонажей литературных произведений; запоминать небольшие считалки, короткие стихотворения, пересказывать совместно со взрослым небольшие сказки, рассказы; использовать разнообразные интонации, паузы, логические ударения в соответствии с содержанием и характером произведения при чтении наизусть потешек, стихотворений, осмысленно запоминать их;
  • воспитывать: потребность слушать литературные и фольклорные произведения; интерес к книге, художественному слову; чувство сопереживания героям литературных произведений.

 СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи: 

  • развивать: интерес к произведениям художественной литературы и фольклора, умения воспринимать их содержание, понимать причинно-следственные связи, представления о многообразии жанров; чуткость к красоте и выразительности языка (эпитетам, описаниям, образным словам);
  • формировать: первоначальные рефлексивные умения; представления о способах создания творческого продукта;
  • воспитывать: культуру чтения, любовь к художественному слову; эмоционально позитивное отношение к произведениям художественной литературы и фольклора.

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Задачи

  • развивать: интерес к произведениям художественной литературы и фольклора разных жанров, умение воспринимать их содержание, понимать причинно-следственные связи; предпосылки смыслового чтения;
  • формировать: представления о способах создания творческого продукта
  • и собственно стихосложении, сочинении; желание совместно со взрослым придумывать сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
  • воспитывать: культуру чтения, любовь к художественному слову; эмоционально позитивное отношение к литературным (фольклорным) произведениям.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

свернуть

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки "Хаврошечка" для детей 4-5 лет

Конспект занятия

по образовательной области «Художественная литература»

по мотивам русской народной сказки "Хаврошечка"

для детей 4-5 лет.

 

Цель: развитие фантазии, образного мышления, воображения через  художественную деятельность. Создание  положительной атмосферы.

Задачи:

  • Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».
  • Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситуациях, понимать нравственную сторону поступков окружающих.
  • Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения: развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
  • Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.
  • Развивать координацию движений, умение слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения.
  • Развивать воображение, память, внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем.

 

Начало занятия

Орг. момент: дети с воспитателем стоят на ковре, улыбаются друг другу

- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

 Вхождение в сказку

– Ребята, сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (игрушка).

- Что вы знаете о корове?

Д. - Корова это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. Она мычит и бодается. Корова травоядное животное. У коровы теленок.

– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра  - в сказку нам идти пора.

Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.»

Дети садятся на стулья. Звучит музыка.

 Сказка

Есть на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

 Упражнение 1. «Чистка кастрюли»

– Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите, как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.

В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.

Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.

 Упражнение 2. «Уборка пола»

– Представьте себе, и изобразите как Хаврошечка «смачивала в ведре тряпку» и с силой «отжимала» ее.

Дети выполняют упражнение.

– Ребята, в какой части рук чувствуется наибольшая усталость, наибольшее напряжение? Давайте отдохнем.

Дети «бросают» тряпку на пол, потряхивают кистями. (Пальчиковая гимнастика)

 Пальчиковая гимнастика

Дай молочка Буренушка

Хоть капельку на донышке

Ждут меня котятки

Малые ребятки

Дай им сливок ложечку

Творогу немножечко

Масло, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье

 Слушаем сказку дальше:

Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

Упражнение 3. «Печаль Крошечки-Хаврошечки»

– Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)

– А как можно пожалеть Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?

– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.

Слушаем сказку дальше:

Коровушка говорила Хаврошечке:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст. Разозлилась хозяйка, позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей: – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди, погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает. Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да и забыла матушкино приказание и уснула.

 Упражнение 4. «Танец Луговых цветов»

– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.

Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:

– Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась. Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.

 

Упражнение 5. «Заветные слова» - гимнастика для глаз

Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой» (гимнастика для глаз)

Слушаем сказку дальше:

Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка поет:

– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

– Режь рябую корову!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает: – А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала. И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.

 Упражнение 6. «Танец в саду»

– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.

На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек: – Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

 Упражнение 7. «Изобрази недовольство»

– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки? (зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.)

– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо? (злое, грубое, напряженное, некрасиво). Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.

– А теперь опускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.

 Окончание занятия

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

- С какой сказкой вы сегодня познакомились?

- Назовите главных героев сказки

- Кто помогал Хаврошечке?

- Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?

- Почему хозяйка приказала зарезать корову?

- Кто понравился вам из героев сказки и почему?

- Какая была Хаврошечка?

- Как называется человек который любит трудиться?

- Чем закончилась сказка?

- Чему вас научила эта сказка?

 Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова

«Ра-ра-ра  - возвращаться нам пора»

И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.

 

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

свернуть

Рэкамендацыі "Азнаямленне з мастацкай літаратурай дзяцей старэйшага ўзросту"

Дзеці старэйшага дашкольнага ўзросту ўжо здольныя да ўспрымання мастацкіх твораў розных жанраў. Асабліва іх цікавяць чароўныя казкі, легенды і паданні, а таксама вялікія па аб'ёме творы—так званыя «тоўстыя кніжкі». Чытаць мастацкія творы пажадана штодзённа. Бацькі не павінны парушаць гэтыя правілы і ў дні адпачынку.

Падрыхтоўка дзяцей да ўспрымання новага твора можа ажыццяўляцца непасрэдна перад чытаннем або напярэдадні. Пры гэтым В.В. Гербава раіць выкарыстоўваць наступныя прыёмы: размяшчэнне новай кнігі ў кніжным кутку і самастойнае яе разглядванне дзецьмі; паказ прадметаў пра якія расказваецца ў творы; разважанні наконт назвы твора і яго зместу. Пасля расказвання або чытання мастацкага твора дарослы можа выкарыстаць наступныя прыёмы: змястоўныя зносіны па змесце твора, разглядванне ілюстрацый да твора, дэманстрацыя ілюстрацый, слоўныя замалёўкі, паўторнае чытанне ўрыўкаў тэксту, пераказ аднаго з эпізодаў твора, драматызацыя ўрыўкаў твора і інш.

На думку В.В. Гербавай змястоўныя зносіны павінны суправаджацца чытаннем пэўных урыўкаў твора. Пры гэтым трэба прытрымлівацца патрабавання наконт таго, што лепей яшчэ раз паслухаць мастацкі тэкст, чым распачынаць працяглыя разважанні пра тое, што адбылося з героямі твора і чаму.

У пласт дзіцячага чытання для дзяцей гэтага ўзросту ўключана шмат лірычных вершаў. Іх неабходна чытаць дзецям не толькі ў час мастацка-маўленчай дзейнасці, але і ў працэсе іншых відаў дзейнасці. Сеансы актывізуючых зносін па завучванні вершаў могуць мець некалькі варыянтаў: чытанне без устаноўкі на завучванне, чытанне з устаноўкай на завучванне; змястоўны дыялог па асобных частках верша; практыкаванні ў выразным расказванні верша і інш. З дзецьмі гэтага ўзросту можна праводіць літаратурныя віктарыны і літаратурныя ранішнікі.

Знаёмства з творамі фальклору:

Завучванне песенькі «Сіўка-варонка»

Раказванне калыханкі «Ходзіць коцік па палях»

Расказванне беларускай народнай казкі «Гарошак»

Расказванне казкі ― Палешукі і палевікі

Расказванне падання ―Аб паходжанні Мінска

Расказванне беларускай народнай казкі ―Дзед, баба і воўк

Расказванне беларускай народнай казкі ―Стары бацька

Расказванне беларускай народнай казкі ―Сабака і воўк

Расказванне беларускай народнай казкі ―Баран бок абадран

Расказванне беларускай народнай казкі ―Хвасты

Расказванне беларускай народнай казкі ―Заяц і вожык

Расказванне беларускай народнай казкі ―Сава і дзяцел

Расказванне беларускай народнай казкі ―Дзяцел, лісіца і варона

Расказванне беларускай народнай казкі ―Страшны звер

Расказванне казкі «Два зайцы» (апр. Якуб Колас)

Расказванне казкі ―Лісіца і жораў

Расказванне казкі ―Ліса і цецярук

Чытанне твора «Легенда пра возера Свіцязь

Расказванне легенды «Як нарадзіліся Нѐман i Лоша»

Расказванне легенды «Сож і Дняпро»

Расказванне легенды «Адкуль узяўся мядзведзь»

Расказванне казкі ― Лѐгкі хлеб

Расказванне казкі ―Як кот звяроў напалохаў

Расказванне казкі «Верабей і мыш»

Расказванне казкі ―Два маразы (апр. Якуб Колас)

Расказванне верша М. Танка ―Ехаў казачнік бай

Расказванне казкі Ул. Дубоўкі ― Як сінячок да мора лѐтаў

Чытанне апавядання В. Віткі ―Страшная казка

Тэма. Поры года

Расказванне верша С. Грахоўскага ―Сонечная сцежка

Чытанне апавядання Клаўдзіі Каліны ―Верасень

Расказванне верша П. Панчанка ―Месяцы года

Расказванне вершаў

П. Броўкі ―Надыход восені

Я.Коласа ―Адлёт жураўлёў, Зіма, Дзед-госць

Я. Купалы ― У зімовым лесе

Чытанне апавядання К. Каліны ―Зімовы Дуб

Завучванне верша Я. Коласа ―На рэчцы зімою

Чытанне апавядання Таццяны Бушко ― Сняжынка

Расказванне вершаў М. Багдановіча пра зіму

Расказванне верша Я. Коласа ―Песня аб вясне

Чытанне верша В. Віткі ―Вясна

Завучванне верша В. Вярбы ―Пралеска

Завучванне верша Я. Коласа ―Вясна

Чытанне апавядання К. Буйло ― З выраю

Завучванне верша Г. Івановай ―Сонейка-сонца

Расказванне верша В. Лукша ―Вясёлка

Чытанне апавядання Клаўдзіі Каліны ―Ліпень, Кампот

Завучванне верша Я. Коласа ―На лузе

Расказванне вершаў Ул. Паўлава « Пакланіся добрым людзям», Э. Агняцвет «Саўка за сталом».

Расказванне верша Вольгі Іпатавай ―Як ён завецца?

Чытанне апавядання Васіль Хомчанка

Тэма. Аб прафесіях

Расказванне вершаў Э. Агняцвет ―Хто пачынае дзень

А. Астрэйка ―Размова аб прафесіях,

Я. Купалы ―Хлопчык і лётчык

Расказванне верша А. Вольскага ―Сталяры

Тэма. Мая Радзіма.

Расказванне вершаў

В. Вітка ― Хто я?

А. Мілюця ―Чатыры пажаданні.

Тэма. Звяры нашых лясоў

Расказванне твораў

А. Якімовіча ―Звяры нашых лясоў

А. Вольскага ―Вавёрка, Дзівачок

В. Іпатавай ―Вавёрка

П. Марціновіча ―Клубочак

Расказванне верша С. Шушкевіча ―Пракалоў камарык ножку

Тэма. Свойскія птушкі

Расказванне верша К. Камейшы ―Певень

Завучванне верша А. Дзеружынскага ―Гусанькі

Тэма. Правы дзяцей

Расказванне верша А. Вольскага ―Дзеці

 

Спіс выкарыстаных крыніц

  1. Беларуская дзіцячая літаратура. Хрэстаматыя / Аўт.- ўклад. М. Ф. Шаўлоўская. – Мн.: 2003.
  2. Вітка В. Урокі роднага слова: Вершы, казкі, апавяданні: для мал. шк. Узросту / В. Вітка; Уклад. Т. С. Тарасава; -- Мн.: 2001.
  3. Залатыя каласкі. Чытанка для дзяцей. Ч. 1; Ч. 2; / пад рэд. С.С. Лаўшука.—Мн.: 1994.
свернуть
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов