Образовательная область: Ребенок и общество

 

Содержание учебной программы дошкольного образования ("Ребенок и общество")

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи: 

  • развивать: интерес к себе, близким взрослым и сверстникам; способность видеть различные эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев), их изменения и выражать сочувствие;
  • формировать: поло ролевую идентификацию; представления о том, что хорошо и что плохо; элементарные способы общения, культуру поведения; умение взаимодействовать со сверстниками;
  • воспитывать: доброжелательное отношение и симпатию к близким взрослым и сверстникам, уверенность в своих силах, самостоятельность при выполнении гигиенических процедур.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи: 

  • развивать: познавательную, эмоциональную сферы, воображение; потребность в общении с другими детьми в условиях разных видов деятельности; интерес к предметам и материалам рукотворного мира, игровой деятельности, труду взрослых и его результатам; умения различать и понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (радостное, печальное, спокойное), проявлять к ним чуткость, сопереживание; выражать собственные чувства в социально приемлемой форме (радость, благодарность, гнев, страх, злость);
  • формировать: осознание образа «я», себя как члена детского общества, половой принадлежности, своей и сверстников; позитивную оценку и самооценку своих действий; способы решения игровых задач, проблем в разных видах деятельности; умения соблюдать чистоту и опрятность, культуру принятия пищи; активно действовать с предметами окружающего мира, бережно относиться к ним; способы безопасного поведения в быту, на улице;
  • воспитывать: внимание и доброжелательное отношение к окружающим; желание активно участвовать в игровой и трудовой деятельности, оказывать посильную помощь, делиться игрушками, бережно относиться к ним; чувство сопричастности к современным событиям, к национальным культурным традициям.

 СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи:

  •  развивать: познавательные процессы, воображение, пространственное мышление, мотивационно-потребностную сферу, произвольность поведения, знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание новых образов); интерес к себе, собственному внешнему облику и внутреннему миру; критичность и дифференцированность оценки и самооценки; потребность освоения новых социальных ролей, выполнения правил культурного и безопасного поведения; умение использовать заместители вместо реальных предметов;
  • формировать: осознание себя как мальчика или девочки, способы поведения, адекватные половой роли; позицию созидания, преобразования окружающих предметов, сюжетов игр; активного участия в коллективных строительных играх, трудовой деятельности; способы налаживания успешных социальных контактов со сверстниками в видах деятельности и общении; положительное отношение к себе, к результатам деятельности своей и сверстников; адекватную оценку поведения и поступков своих сверстников, героев сказок;
  • воспитывать: чувство самоценности, собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели; потребность в соблюдении правил гигиены; уважение к людям труда и их результатам; интерес к национальным и общечеловеческим ценностям и культурным традициям белорусского народа.

СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 7 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Воспитанники от 5 до 6 лет

Задачи: 

  • развивать: социальные и познавательные мотивы, потребности познания своего «я», особенностей окружающих, социальной действительности; организаторские способности; произвольность поведения; интерес к труду взрослых и их профессиям, к родному краю, национальной культуре; умение проявлять сопереживание, позитивное отношение к себе и окружающим; социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, умение налаживать с ними взаимодействие на основе доброжелательности, взаимопонимания, чуткости; навыки самообслуживания;
  • формировать: осознание своей принадлежности к семье, группе сверстников, малой родине, стране; потребность в эмоционально насыщенном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми, в позитивной самооценке и оценке результатов труда и деятельности взрослых и сверстников; способы культурного общения и поведения;
  • воспитывать: нравственные и эстетические чувства, желание активно участвовать в событиях социального окружения и семьи, бережное отношение к предметам рукотворного мира; осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи: 

  • развивать: социальные и познавательные мотивы, потребности в сохранении здоровья и безопасной жизни, в познании внутреннего мира – своего, окружающих сверстников и взрослых; социальной действительности; лидерские способности, социально-нравственные чувства; интерес к труду, профессиям, предметам рукотворного мира, людям, прославившим Беларусь, достопримечательностям родного края, трудовым достижениям белорусов; коммуникативные умения: договариваться, разрешать конфликты, взаимодействовать в разных видах деятельности;
  • формировать: позитивную самооценку, самоконтроль, социально-психологическую готовность к школе, предпосылки к учебной деятельности; навыки безопасного поведения, сохранения и укрепления здоровья; ориентации в многообразии предметов рукотворного мира, профессий людей, ценностей национальной культуры; уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь, к людям, прославившим нашу Родину;
  • воспитывать: нравственные качества, чувства самоценности, патриотизма, гордости за успехи и достижения белорусов, стремление к взаимопониманию и сопереживанию близким, сверстникам, желание активно проявлять себя в событиях социальной жизни.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

 

свернуть

Консультация "Как организовать театрально-игровой уголок в группе"

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес детей к театрально–игровой деятельности.
  • Обучать навыкам общения и коллективному творчеству.
  • Развивать эстетические и творческие способности детей.

Формы работы.

  • Театрализованные игры.
  • Рассказы воспитателя о театре.
  • Организация спектаклей.
  • Индивидуальные творческие задания.
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  • Беседы-диалоги.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  • Чтение литературы.
  • Оформление альбома о театре.

Беседа с детьми "Что такое театр"

Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Беседа-диалог.

Цель: Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое.

"Веселые сочинялки".

Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую).

Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).

Техника речи.

Цель: Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Игровой стречинг.

Цель: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот.

Ритмопластика.

Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.

Психогимнастика.

Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка.

"Разные лица" "Жадный медведь".

Игровой стречинг.

Цель: Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем"

Ритмопластика.

Цель: Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

Игра "Снежинки"

Беседа - диалог.

Цель: Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы). знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.

Альбом "Все о театре".

Цель: Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых представлениях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

Постановка сказки

Цель: Познакомить детей со сценарием постановки сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

Чтение сказки.

Обсуждение и дополнение.

Распределение ролей.

Цель: Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ.

Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Показ и отработка движений мышки

Показ и отработка движений лягушки

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи.

Мышка - еж

Мышка - заяц

Лягушка - комар.

Техника речи.

Цель: Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон.

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

Диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка - волк.

Мастерская актера.

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Работа с костюмами.

Цель: Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

Репетиция.

Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

Цель: Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел.

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях.

 

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

 

свернуть

Конспект занятия в старшей группе "На земле, в воздухе, на воде" (тема: транспорт)

Программное содержание. Систематизировать представление о транспорте. Обогащать представления детей о разнообразии функций транспорта. Расширять словарь названиями видов транспорта. Формировать навыки связной устной речи и речевого общения. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Материал: предметные картинки, 3 обруча, мяч, карточки с заданиями, ручки шариковые, учебники по ознакомлению с окружающим миром.

Ход занятия.

  1. Воспитатель предлагает детям послушать внимательно стихотворение:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

– Как все это можно назвать одним словом? (Транспорт)

  1. Воспитатель предлагает детям сесть за стол.

Работа за столами.

Педагог предлагает детям вспомнить название их улиц.

  • Каждая улица имеет проезжую часть и тротуар. По какой части улицы движется транспорт?
  • Назовите транспорт, который движется по улицам города. (Автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси, троллейбус, трамвай, мотоцикл, велосипед)
  • Для того чтобы правильно двигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения. Найдите на рисунке дорожные знаки. Что они обозначают? (Осторожно: дети; остановка; пешеходный переход.)
  • Для того чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дело. Закончите предложения:

Автобусом управляет … (водитель).

Грузовиком управляет … (шофер).

Поездом управляет … (машинист).

Вертолетом управляет … (вертолетчик).

Самолетом управляет … (летчик).

Кораблем управляет … (капитан).

Мотоциклом управляет … (мотоциклист).

Велосипедом управляет … (велосипедист).

  1. Воспитатель выясняет, какой бывает транспорт. Предлагает назвать транспорт, который они видят в учебнике, рассказать о назначении транспорта.
  2. Физкультминутка «На транспорте».
  3. Игра «Собери вместе».

Воспитатель предлагает детям разложить картинки с изображением различного транспорта по обручам, обозначенным карточками-символами, уточняя его название и назначение (наземный, водный, воздушный).

  1. Игра «Загадки».

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, перечисляя части различного транспорта.

  • Палуба, якорь, корма, нос, каюта. Что это? (Корабль)
  • Крылья, кабина, хвост, мотор. Что это? (Самолет)
  • Кабина, кузов, колесо, руль, фары. Что это? (Грузовик)
  • Кабина, салон, колеса, кресла, руль. Что это? (Автобус)
  • Колеса, купе, вагоны. Что это? (Поезд)
  • Корма, нос, весла. Что это? (Лодка)
  • Колеса, руль, рама, седло. Что это? (Велосипед)
  • Винт, хвост, колеса, кабина. Что это? (Вертолет)
  1. Игра «Четвертый лишний» (с мячом).
  • Автобус, легковой автомобиль, грузовая машина, троллейбус.
  • Парусник, корабль, легковой автомобиль, лодка.
  • Ледокол, самолет, вертолет, воздушный шар.
  • Пожарная машина, «скорая помощь», грузовик, милиция.
  1. Упражнение «Спрятанная картинка».

Воспитатель предлагает детям листочки бумаги, на которых нарисованы точки, обозначенные цифрами. Дети должны соединить цифры по порядку, угадать, какой вид транспорта получился, и заштриховать его.

  1. Подведение итога.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

свернуть

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры "Космос"

  Задачи:

  • расширять представления детей о космосе;
  • побуждать детей к самостоятельному получению представлений о космосе, закреплять представления о космонавтах и службах, участвующих в подготовке и осуществлении полёта, формировать представление об особенностях профессии и волевых качествах космонавтов;
  • формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет – «Космическое путешествие», выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников.
  • оговариваться о последовательности совместных действий; способствовать обогащению игры новыми решениями.
  • 3акреплять умение до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия: подбирать изготавливать атрибуты игры, использовать предметы-заместители.
  • формировать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре, умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать сверстников.

Подготовка к игре: 

Изготовление атрибутов: костюмы космонавтов, инопланетян; скафандры; шлемы; тюбики с едой; коллаж- карта звездного неба, макеты планет; панно «Космическое пространство»

Обогащение впечатлениями: Рассматривание фотоиллюстраций планет, спутников, портретов космонавтов, карты звездного неба, различных созвездий и т.д. Чтение худ. литературы: Булычев К. «Тайна третей планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездие», Бороздин В. «Первый в космосе», Леонов А. «Шаги над планетой» Беседы с детьми: «Наша планета Земля», «Путешествие на Луну», «Что такое звезды?», «Что такое Солнечная система?», «Как живут космонавты?», «Как летают ракеты»; Дидактические игры: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Разведчики», «Звездный путь», «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту»

Обучение игровым приемам:

Побуждать к творческим играм, играм-фантазиям. Учить создавать игровое пространство, использовать предметы заместители. Приучать самостоятельно, договариваться и самим разрешать конфликты. Формировать чувство коллективизма, взаимовыручки.

План подготовки к игре «Космос»

Сюжеты

Подготовка отряда космонавтов; запуск ракеты; выход в космос; работа на орбите, встреча с инопланетянами; стыковка кораблей; приземление; медицинский осмотр космонавтов; «Прямой эфир» с Землей; поломка корабля;

космическая почта; интервью с космонавтами.

Роли

Капитан корабля; космонавты; инопланетяне; родственники; корреспонденты; медицинский персонал; инструктор полета; космический почтальон; техник;

Атрибуты

Коллаж карта звездного неба; муляжи планет; панно «Космическое пространство»; костюмы космонавтов; костюмы инопланетян; тюбики с едой; фотокамера; блокнот ручка; компьютер; космическая аптечка; наушники; рабочие инструменты; микрофоны.

Игровые действия

Набирает команду; отдаёт приказы на борту; держит связь;

летят в космос; выполняют приказы капитана; выходят на связь; инопланетяне наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт; родственники провожают и встречают космонавтов; организуют концерт; участвуют в репортажах; проводят мед. обследование; руководит полётом с космодрома; ремонт корабля; доставляет на корабль все необходимое; ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в интервью

Речевые обороты

Генеральный конструктор; научно- космический центр;

руководитель научно- исследовательским полетом; луноход, звезды, планета, космос, ракета; Земля, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер; созвездия, солнечная система, невесомость;

космодром, орбита; орбитальная станция; космонавт, скафандр, астроном, взлет, солнечный, земной, звездный, космический, далекий, светлый, яркий, темный, приземляться, светить, сверкать

Ход игры.

1) Мотивацией к игре детей служат проводимые ранее: рассматривание фотоиллюстраций планет, спутников, космонавтов, карты звездного неба, различных созвездий ит.д.

Чтение художественной литературы: Булычев К. «Тайна третей планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездие», Бороздин В. «Первый в космосе», Леонов А. «Шаги над планетой».

Беседы с детьми: «Наша планета Земля», «Путешествие на Луну», «Что такое звезды?», «Что такое Солнечная система?», «Как живут космонавты?», «Как летают ракеты».

Дидактические игры: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Разведчики», «Звездный путь», «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту».

Вечер досуга «Большое космическое путешествие».

Просмотр слайдов: «Ракета летит к звездам», «Большое космическое путешествие».

Изготовление атрибутов для игры оформление панно «Космическое пространство», карта звездного неба, привлечение родителей к созданию костюмов и макетов планет.

2) Сговор на игру: дети в группе имеют достаточный опыт игровой деятельности, поэтому они самостоятельно сговариваются на игру, определяют сюжет, место проведения игры и выбирают необходимые атрибуты.

При желании дети сами могут распределить роли. Но для дальнейшей мотивации детей дошкольного возраста к изучению темы «Космос», воспитатель предлагает выбрать самых «опытных» космонавтов и дать им ведущие роли. Дети отправляются в центр подготовки к полетам, где отвечают на вопросы викторины и выявляют победителей. Для привлечения к игре застенчивых детей и разнообразия сюжета воспитатель создает новые игровые ситуации и вводит дополнительные сюжетные линии: медицинский осмотр, космическая почта, встреча с инопланетянами, космическая мастерская, репортаж с космонавтами.

Для создания «Космического пространства» детьми используется большая часть игровой комнаты: дети самостоятельно строят ракету и планеты, применяя мягкие модули, разнообразные виды конструктора предметы детской мебели, стулья, украшают стены макетами планет и звездами.

Для перевоплощения в образы членов экипажа и инопланетян дошкольники переодеваются в приготовленные ранее костюмы, для атрибутов используют предметы-заместители: кубики, палочки, крышки, ободки, обручи.

3) Воспитатель выслушивает мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помогает детям с помощью краткого, логического заключения выстраивать последовательность действий в процессе игры. Привлекает к созданию сюжета детей-сочинителей.

4) Для привлечения к игре малоактивных детей воспитатель предлагает ввести сопутствующие сюжеты: центр обучения космонавтов (интеллектуальные задания на представления о космосе), подготовка отряда космонавтов - спортивные игры на выносливость (по желанию детей), медицинский осмотр, космическая почта, встреча с инопланетянами, космическая мастерская, репортаж с космонавтами. Поощряет вежливое общение, заботу друг о друге и взаимовыручку.

Окончание игры: Подвести итоги игры в форме конференции, обсудить, понравилась ли игра, что понравилось больше всего, что не совсем получилось.

Предложить детям нарисовать картину «Путешествие в космос», опираясь на полученные впечатления.

 Оценка игры: В интервью репортерам предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели, попросить детей дать оценку действиям команды и себе, как члену экипажа. По окончании воспитатель дает позитивную оценку всем воспитанникам и отдельно отмечает активность застенчивых детей.

Схема игры

1. Ракета.

2. Центр подготовки к полетам.

3. Марс.

4. Венера.

5. Неизвестная планета.

6. Исследуемая галактика.

7. Центр космической связи.

 

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

свернуть

Сценарии сказок

ЯБЛОКО

по мотивам сказки В.Сутеева

Действующие лица:

  • Заяц
  • Ворона
  • Ежик
  • Медведь
  • Белочка-рассказчица

Белочка: Лесная полянка. Одиноко стоящее дерево, на котором висит большое яблоко. Под ним - куча листьев. По лесу бежит Заяц. Вдруг он замечает яблоко. Пытается достать его, подпрыгивает, находит под деревом палку, старается сбить яблоко палкой. Вдруг раздается карканье, Заяц приседает, прижимает уши. Прилетает Ворона и садится на ветку дерева. Заяц оглядывается по сторонам, никого не видит и снова делает попытку достать яблоко.

Ворона: (смеется). Карр-карр, Карр-карр!

Заяц: (видит Ворону). Эй, Ворона! Сорви-ка мне яблоко!

Белочка: Ворона перелетает с одной ветки на другую и срывает яблоко. Яблоко падает вниз.

Заяц: Спасибо тебе, Ворона!

Белочка: Заяц подходит к дереву и хочет взять яблоко, но из кучи листвы возникает Ежик, на спине у него упавшее яблоко. Ежик бежит из-под дерева прочь. Заяц видит убегающего Ежика с яблоком на спине.

Заяц (сердито): Стой, стой! Куда ты мое яблоко потащил?

Ежик: Это не твое, а мое яблоко. Я его поймал.

Заяц: Немедленно отдай мое яблоко! Это я его нашел!

Белочка: Ежик уворачивается от него, пыхтит. К ним подлетает Ворона, садится рядом и тоже включается в спор.

Ворона: Напрасно вы спорите. Все равно это мое яблоко, потому что я его себе сорвала.

Белочка: Они не соглашаются друг с другом, каждый кричит: "мое яблоко!" Начинается драка: Ворона старается клюнуть Ежика, Ежик пытается уколоть иголками Зайца, а Заяц толкает лапами Ворону….

Появляется Медведь.

Медведь: Что это вы на весь лес расшумелись?

Ежик: Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный.

Ворона: Ты справедливо рассудишь.

Заяц: Как скажешь, так и будет.

Белочка: Заяц, Ворона и Ежик, перебивая друг друга, рассказывают Медведю, как все было.

Заяц: Я яблоко нашел.

Ворон: Я яблоко сорвала.

Ежик: А я его поймал.

Медведь (задумчиво) Кто яблоко нашел?

Заяц: Я!
Медведь: А кто яблоко сорвал?

Ворона: Как р-раз я!

Медведь: Хорошо. А кто его поймал?

Ежик: Я поймал!

Медведь: Вот что, каждый из вас прав. Поэтому все вы должны яблоко получить….

Ежик, Заяц и Ворона (одновременно). Но тут только одно яблоко!

Медведь: Разделите это яблоко на одинаковые части, и тогда каждому достанется по кусочку.

Ежик, Заяц и Ворона (одновременно). Как же мы раньше не догадались!

Ежик (делит яблоко на четыре части). Это тебе, Заяц, ты первый яблоко увидел.

Это тебе, Ворона, ты яблоко сорвала.

А это мне, потому что я поймал яблоко.

А это тебе, Михаил Иванович…..

Медведь: А мне-то за что?

Ежик: За то, что ты нас рассудил и уму-разуму научил!

(Все довольные расходятся)

Поклон

РАЗНЫЕ КОЛЕСА

по мотивам сказки В.Сутеева

 Действующие лица:

  • Мышка
  • Лягушка
  • Ежик
  • Петушок
  • Заяц

СЦЕНА 1

Лесная полянка, на которой растут трава, грибы и цветы. На полянке на краю сцены стоит кособокая пустая телега с разными колесами. С другой стороны на полянку выходят Мышка, Лягушка, Ежик и Петушок, они несут цветы, грибы, дрова и ягоды и поют песенку.

Ежик: Стоит в поле теремок, теремок….

Мышка: Он ни низок, ни высок, ни высок…

Петушок: Ко-ко-ко…, Кто-кто в теремочке живет?

                 Кто-кто в не высоком живет?

Мышка: Я, Мышка-норушка.

Лягушка: Я, Лягушка-квакушка.

Ежик: Я, Ежик - ни головы, ни ножек.

Петушок: Ко-ко-ко… И я, Петушок- Золотой гребешок.

(Вдруг, они видят телегу и разом останавливаются рядом с ней. Зверята обходят телегу кругом и с удивлением ее рассматривают)

Мышка: Ой, пустая телега.

Ежик: Пустая-то пустая, да не простая - все колеса на ней разные.

Лягушка: Одно колесико совсем маленькое.

Петушок: Ко-ко-ко… Другое _ -- побольше.

Ежик: А это, третье, -- среднее.

Мышка: А четвертое - большое- пребольшое колесище.

Петушок : Ко-ко-ко…. Телега-то, видно, давно стоит: грибы под ней растут.

(На дорогу из кустов выскакивает Заяц, замечает телегу и стоящих вокруг нее - Мышку, Лягушку, Ежика, Петушка. Некоторое время тоже рассматривает телегу, потом начинает смеяться, Все поворачиваются к Зайцу)

Мышка: Это твоя телега?

Заяц: Нет, это Медведя телега. Он ее делал - делал, не доделал да и бросил. Вот она и стоит.

Ежик: Давайте возьмем телегу домой. В хозяйстве пригодится.

Все (кроме Зайца): Давайте!

(Заяц от удивления разводит лапками. А Мышка, Лягушка, Ежик и Петушок начинают толкать телегу, а она не идет.)

Заяц (хохочет) Кому нужна такая негодная телега!

Ежик: А давайте все по колесу возьмем.

Все (кроме Зайца) Давайте!

(Снимают с телеги колеса и катят домой. Заяц смотрит на происходящее)

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Заяц (смеясь) Вот чудаки, домой разные колеса покатили!

Петушок: Ку-ка-ре-ку-у! Пришли!

Ежик: Что же нам с колесами делать?

Мышка: Я знаю! (берет колесико отходит в сторону и делает из него прялочку). Напряду на прялочке ниток и навяжу вам теплых вещей на зиму.

Ежик. И я кое-что сообразил. ( берет колесо, стучит молотком, мастерит тачку). Теперь не придется из леса тяжести таскать. Что угодно привезти на тачке можно. И грибы, и ягоды, и даже дрова - все теперь легко привезу.

Лягушка: Я тоже придумала! Это колесо здесь пригодится (прилаживает к колодцу), чтобы легче воду брать. И огород полить, и самим попить.

Петушок: А я при помощи большого колеса буду муку молоть, а из муки пироги печь. Ку-ка-ре-ку-у!

(Появляется Заяц)

Заяц (смеясь) Ну что, все еще мучаетесь? И надо было вам эти колеса брать? Зачем они нужны?

Ежик: Все колеса в хозяйстве пригодились!

Мышка: Прялочка в хозяйстве всегда нужна.

Лягушка: А мое колесо всем воду достает.

Ежик: А я без тачки теперь как без рук.

Петушок: Ку-ка-ре-ку-у! Ко-ко-ко… Отведайте-ка пирожков горячих. И большое колесо пользу приносит.

Заяц: Простите меня друзья. Я смеялся над вами, а теперь вижу - в умелых руках и разные колеса могут пригодиться.

Мышка: Пойдемте, все чай пить!

Все уходят в домик.

 

КАША ИЗ ТОПОРА

Действующие лица:

  • Сказательница
  • Старуха
  • Солдат

На сцене стоит стол, уставленный яствами - пирожками, пряниками, яблоками, самовар, чашка для чая. У стола два табурета. Русская печь(бутафорская). Выходит сказательница.

Сказательница:

Здравия желаю, милые ребята!

Сказку вам покажем про умного солдата,

Про жадную старушку,

Что спрячет даже кружку

И не найдет для странника

Ни хлебушка, ни пряника.

 Она прогнать хотела солдата со двора,

А он сварил ей кашу, сварил … из топора!

Выходит Старушка. Садится за стол, начинает с аппетитом есть пироги, шумно прихлебывая чай из кружки.

Сказательница: (указывая на Старушку)

 Богато стол накрыла,

Чайку попить решила,

Отличный аппетит …

А нас не пригласит!

Сказательница уходит. Раздается громкий стук в дверь.

Старушка (с досадой): Ну, вот еще не хватало! Чаю попить спокойно не дадут! Кто там?

Голос Солдата (из-за кулис). Пустите путника, добрые хозяева! Можно ли у вас отдохнуть немножко?

(Старушка быстро убирает все со стола)

Старушка: Заходи, служивый!

(Солдат входит, осматривается. Подходит к столу присаживается. Старуха ногой подвигает корзину с продуктами подальше под стол. Солдат делает вид, что не замечает)

Солдат: А нету ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего-нибудь?

Старушка: Ох, мил человек, совсем ничего нет! Я ведь и сама голодная, не ела сегодня!

Солдат: (вздыхает). Ну, нет, так нет!

(Солдат встает, оглядывается вокруг. У печки стоит топор.

Солдат берет в руки топор).

Солдат: Раз ничего другого нет, можно сварить отличную кашу из топора.

Старушка: Это как же из топора кашу варить? Да ты, наверно шутишь?

Солдат: А вот и не шучу! Неси-ка сюда котелок! Где у тебя огонек? Где водичка чистая?

Старушка (подает кастрюлю). Вот котелок, а вон водичка колодезная в ведре, а вот и печка.

Солдат (берет кастрюльку). Начинаю варить. Смотри внимательно.

В котелок воды нальем

И топор в него кладем …

Помешаем не спеша,

Будет каша хороша!

(Старушка подает Солдату большую ложку. И нетерпеливо заглядывает в котелок)

Старушка: Ну как?

Солдат: Скоро будет готова, только жалко, что посолить нечем!

(Старушка бежит за солью)

Старушка (подает соль): Соль у меня как раз есть. Вот посоли.

(Солдат солит, пробует)

Солдат: Отличная каша! Эх, сюда бы горсточку крупы!

(Старушка приносит крупу)

Старушка: Бери сынок, заправь как надо.

(Солдат высыпает крупу, пробует, облизывается довольный)

Солдат: Ох, хороша каша! Кабы сюда еще и маслица - и вовсе было бы объедение!

(Старушка приносит масло)

Солдат (добавляет масло в котелок, опять пробует): Вот и все, готово! Бери ложку, хозяюшка, пробуй мою солдатскую кашу!

Старушка (берет ложку, пробует кашу): Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить! А сам топор, когда можно кушать?

Солдат: Видать, топор у тебя слишком старый, не проварился еще, жестковат. Ну, это не беда! Главное, каша вкусная получилась. А кабы еще у тебя по полочкам поискать, то и праздник можно устроить.

(Солдат смотрит под стол и хитро подмигивает зрителям. Выходит Сказательница)

Сказательница: Еды старушке жалко

Со своего стола, -

Веселая смекалка

Солдату помогла!

Закончим сказку нашу,

Отведать нам пора

Прекраснейшую кашу

Из чудо-топора!

Сказательница подходит к котелку и тоже пробует кашу.

Поклон. Занавес.

 НЕПОСЛУШНЫЙ МЕДВЕЖОНОК

Действующие лица:

  • Сказочник
  • Медведица
  • Медвежонок
  • Заяц
  • Утка
  • Олень

 Сказачница: Шаман-эскимос,

                       Чудный бубен принес!

                       Бум! Бум! Бум!

                       Добрых духов вызываю!

                       Сказку новую Желаю!

                      Мудрый Ворон! Кит могучий!

                       Дайте сказку нам получше!

                       Бум! Бум! Бум!

                       Духи тундры, к нам спешите,

                       Детям сказку покажите!

                       Эх, не зря я потрудился -

                       Вот уж кто-то появился!

Выходят бурая Медведица с Медвежонком. Медвежонок кувыркается, прыгает, резвится.

Медвежонок. А я сейчас поймаю в речке большую-большую рыбу!

Медведица. Куда ты? Вода холодная, течение быстрое! И ничего ты не поймаешь, потому что ещё маленький.

( Медвежонок убегает за сцену. Голос Медвежонка за сценой.)

Медвежонок (кричит). Ой, какая холодная! А я не маленький! Не маленький! Я большо-о-о-ой!

Медведица. Вылезай сейчас же!

Медвежонок (за сценой). Пока не поймаю самую большую горбушу, не вылезу!

Медведица. силком проводит упирающегося Медвежонка.

Медвежонок. (возмущенно). Не хочу, чтобы меня маленького, вытаскивали из воды! И вообще…(Пауза. готовится сказать что-то важное.) Я НЕ БУДУ МЕДВЕДЕМ!

Медведица. Как это? А кем же ты будешь?

Медвежонок. Я буду другим зверем! Вот так!

(медвежонок убегает, за ним медведица. На сцену выбегает заяц. У него в лапке пучок травы. Заяц садится на пол(пенек)кушает травку, выходит медвежонок.)

Медвежонок.(зайцу) Ты кто?

Заяц. Я заяц

Медвежонок. Я тоже заяц. А что ты ешь? Дай мне попробовать.

Заяц. (дает медвежонку травку) Это заячья капуста! Очень вкусно!

(медвежонок пробует траву, морщится)

Медвежонок. Фу! Как это можно кушать?

(вдруг за сценой раздаются треск ломающихся веток, громкое пыхтение. Заяц дрожит.)

Заяц. Ой, кто это?

(заяц убегает)

Медвежонок. Какой трусишка! И траву жует какую-то невкусную. Не буду я зайцем!

(На сцену выходит Северный Олень с ветвистыми рогами)

Медвежонок. Ты кто?

Олень. Я Олень.

Медвежонок. Я тоже Олень! А что ты умеешь делать?

Олень. Я умею быстро бегать и отлично плавать. Еще я умею копать снег и добывать вкусный мех-ягель. Хочешь, побежали вместе?

(Олень убегает, медвежонок пытается бежать за ним, но ветки-рога мешают ему и он бросает их на пол)

Медвежонок. Как это можно быстро бегать с такими ветками на голове? И снег копать мне неинтересно. Не буду Оленем! (всматривается в даль) А кто это плавает в речке? (кричит) Эй там, на реке, ты кто?

(переваливаясь с боку на бок, выходит утка)

Утка. Я Утка.

Медвежонок. А что ты умеешь делать?

Утка. Я умею плавать и нырять. Я люблю ловить рыбку и насекомых. А еще я умею летать! Летать- это так приятно, так чудесно!

Медвежонок. Я тоже люблю ловить рыбу. Пожалуй, я буду уткой.

Надо только научится летать.

(медвежонок машет лапами, но не двигается с места)

Утка. Да ты подпрыгни повыше. Вот хотя бы на камень заберись и подпрыгни. Смотри, как надо! Кря-кря-кря-кря! (утка машет крыльями - улетает)

(медвежонок взбирается на камень)

Медвежонок. Кря-кря-кря-кря!

(прыгает с камня, падает, встает потирая ушибленный бок)

Медвежонок. (обиженно) Ой, как больно! Летать ужасно неприятно! Не буду я уткой! Подумаешь! (дразнится) Кря-кря!

(Выходит медведица)

Медведица. Вот ты где, мишка-шалунишка!

(медвежонок бросается к маме)

Медвежонок. Мама! Мама! Я- Медвежонок!

Медведица. Конечно, медвежонок, глупыш! А кто же еще? Я-то тебя сразу узнала.

Медвежонок. (смущенно) Ну, я думал, может, стать зайцем, оленем или уткой. Но оказалось, что это мне совсем ни к чему. Лучше всего быть самим собой! Я хочу быть Медведем!

Медведица. (обнимая медвежонка) Ну вот и хорошо. Ты уже и так медведь, только пока еще маленький.

(выходит шаман с бубном, бьет бубен)

Шаман.

             Бум! Бум! Бум! Бум!

             Взялся мишка наш за ум!

             И теперь он не упрямый,

             Никогда не спорит с мамой!

             Не в свои ты санки не садись

             И чужою шубкой не хвались!

             Бум! Бум! Бум!

             Тундра, Севера сиянье!

             До свиданья! До свиданья!

(пока все участники представления выходят на поклон, шаман продолжает бить в бубен.)

Поклон. Занавес.

 КАК СОБАКА СЕБЕ ТОВАРИЩА ИСКАЛА

 Действующие лица:

  • Ведущий
  • Собака
  • Заяц                      
  • Волк
  • Медведь
  • Охотник

На сцене стоит пенек. Выходит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Похлопайте в ладоши те, у кого дома или на даче есть собака. Вот как много! Вот как громко! А вы любите собак? А уж они вас точно любят, потому что собаки - это самые верные и преданные друзья человека. Но так было не всегда. Когда-то давным-давно собака и человек даже не были знакомы друг с другом.. О том, как они познакомились, а потом стали лучшими друзьями, вы сейчас узнаете. Слушайте и смотрите. Итак, жила-была собака…

Ведущий уходит. На сцены выбегает Собака. Она словно что-то ищет, принюхивается, потом садится на пенек и подпирает голову лапами. Ей грустно. Выбегает Заяц, у него в лапах морковка. Собака встает и подходит к зайцу. Заяц вздрагивает от испуга и прячет морковку за спину.

Собака: Привет, Зайчик! Какой ты пушистый и хорошенький! Давай вместе жить, а то мне скучно одной!

(Заяц смотрит по сторонам, почесывает свои длинные ушки, думает)

Заяц: Ну ладно, давай! Вот тебе морковка!

(Дает морковку, собака берет морковку, обнюхивает ее и возвращает Зайцу)

Собака: Я такое не люблю, мне бы косточку с мясом!

Заяц: А вот тут за пенечком мы ляжем отдыхать до утра.

(Заяц укладывается спать у пенька. Рядом с ним и собака. Спят. Вдруг раздается стук по дереву. Собака вскакивает, расталкивает Зайца)

Собака (громко, испуганно). Эй, заяц, кто это стучит, спать нам не дает?

Заяц: Тише ты! Ничего страшного. Это дятел - птица лесная. А ты очень громко кричишь. Услышит Волк, прибежит и нас обоих скушает! Ой, как я боюсь! Побегу в чащу лесную, спрячусь получше!

Собака: Да уж, плохого я себе товарища нашла. Робкое у Зайца сердце. Вот Волк. Тот, наверно, никого не боится. Вот бы с ним повстречаться! (кричит) Волк! Волк! Ау-у-у! Ты где?

(вбегает Волк)

Волк. Я тут! Кто меня зовет?

Собака: Это я, Собака. Слушай, Волк, а давай вместе жить. Мы с тобой похожи друг на друга.

Волк (подумав).Ну что ж, давай, вдвоем веселей!

(Собака радостно схватила Волка за лапы и стала его кружить, смеяться и напевать)

Собака (громко) Лай-лай-лай! Лай-лай-лай! Как хорошо! Теперь мы вместе и ничего не боимся!

Волк: Ты что шумишь? Лесной хозяин, Медведь косолапый придет и нас накажет, уши надерет. Я Медведя боюсь. Лучше быть от него подальше! (убегает)

Собака: Видно, и Волк не очень-то силен, раз Медведя боится! Зато уж Медведь - богатырь, всех сильнее. Отдохну я маленько, а потом пойду Медведя искать.

Собака ложится возле пенька закрывается глаза. На сцену, озираясь, вперевалочку выходит Медведь. Увидев Собаку, подходит к ней, трогает лапой. Собака вскакивает и видит Медведя, обрадовано кланяется Медведю в пояс.

Собака: Здравствуй, хозяин леса! Здравствуй, Медведь-богатырь! Давай вместе жить - поодиночке скучно, а я тебе зачем-нибудь   да

Пригожусь1

Медведь. Давай. Только ты не лай и громко не разговаривай! Спать мне не мешай. Да и Человек может услышать!

(Раздается выстрел)

Медведь (испугано) Вот! Что я говорил? Охотник где-то рядом! А я его боюсь больше всего на свете. Беги за мной или прощай! (убегает)

Собака(удивленно разводит лапами). Вот вам и богатырь !

Придется Человека искать. Он сильнее и смелее всех!

(Выходит охотник с ружьем. Собака прячется за пенек. Человек садится. Собака осторожно выглядывает из-за пня и тихонько гавкает: "Гав!" Человек оборачивается и глпдит Собаку.

Человек: Какая хорошая Собака!

Собака: Человек, а Человек! Давай вместе станем жить.

Человек(почесывая Собаку за ухом). Ну что ж, возьму я тебя с собой. Будешь сторожить мой дом, чтобы никто меня не беспокоил.

(Вдруг завыл Волк, застучал дятел, могут раздаваться еще какие-то звуки, например рычание Медведя. Собака вскакивает, испуганно озирается по сторонам.)

Человек: Эй, Собака! Ты что это так завертелась, или боишься кого-то? Если ты такая трусливая, то нам с тобой не сдружиться!

Собака: Вот это настоящий смельчак! Никого не боится! Наконец-то я нашла себе друга!

Человек: (поглаживая Собаку): И я рад, что у меня есть друг. С друзьями всегда веселее и спокойнее.

Ведущий: Вот и подружились Человек и Собака. И с тех пор наши смелые четвероногие друзья охраняют дома, служат на границе, спасают во время бедствий, помогают больным и просто дарят хорошее настроение.

Поклон. Занавес.

 СКАЗОЧНЫЕ СНЫ

По мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине».

 Действующие лица:

  • Оле-Лукойе (сказочный гном)
  • Король
  • Королева
  • Принц
  • Принцесса
  • Камердинер
  • Фрейлины
  • Кавалеры

Пролог

Оле-Лукойе (поет)

Я - Оле-Лукойе,

Я сказочный гном,

Я - Оле-Лукойе!

Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою,

Вам сон подарю.

И в сказку любую

Попасть помогу.

Вы ждете, когда же я сказку начну?

Ну что ж, мы отправимся с вами в страну,

Где принц, королева живут и король.

А у горошины - главная роль!

(достает из кармана горошину и показывает зрителям)

Зал королевского замка. Король сидит за столом. На котором стоят шахматы. Королева ходит вокруг, обдумывает, затем делает ход. Король в это время засыпает и начинает храпеть.

Королева: Шах!

Эй, король, скорей проснитесь!

Ваша очередь ходить!

Король (зевая): Королева, не сердитесь!

Что? Мне шах? Ах, как же быть?!

Короля сейчас прикрою!

Конь - защита королю.

Королева: Ну а я своей ладьею

                   Вашего коня убью!

                   Ровно год, как принц покинул

                 Отчий дом , свою страну

                 И уехал на чужбину…

Король:   Пешкой я вперед шагну.

                 Со дня на день он вернется

                 И причины нет грустить!

Королева: Что ж, пожалуй, мне придется

                   Этого слона сразить.

Король (огорченно)

Снова шах. Вот незадача!

Мат навис над королем.

Коли я слона припрячу,

Путь к спасению найдем. (прячет слона)

Королева (возмущенно) Где мой слон?

Король (удивленно)

Да разве ж знаю?

Видно, он давно убит.

Королева: С вами больше не играю,

Вы мошенник и бандит!

Король (насмешливо)

Что я слышу? Как служанка

Королева говорит.

Королева (гневно)

А король-то словно кучер,

Невоспитанно храпит!

Входит камердинер.

Камердинер: Ваше величество! Добрая весть;

                       Принц возвращается. Он уже здесь.

(смотрит в окно)

Слышите цокот копыт у ворот?

Король (смотрит в окно) Да, это он!

Королева: А как славно поет!

Принц выбегает на сцену.

Принц: Здравствуйте, матушка!

             Как я рад встрече!

Король: Сын наш вернулся.

               Зажгите все свечи!

Королева: Здравствуй, мой мальчик!

Король: Ну вот ты и дома ….

Принц: Как здесь уютно,

             Как все мне знакомо. (осматривает комнату, уходит)

Король (Королеве)

             Вижу, невесты себе не нашел.

Королева: Слуги, скорей накрывайте на стол.

Гуся подайте и мяса кусок,

Паштет из печенки и сладкий пирог,

Пудинг и фрукты, ликер на десерт.

Король: Славный получится нынче обед!

(Слуги накрывают на стол)

Королева: Сколько ж ты, сын посетил королевств?

Король: Сотню, наверно, там видел невест?

Принц: Но настоящей принцессы, увы,

             Как ни искал, все ж не смог я найти.

Королева: Настоящую принцессу

Очень трудно отыскать,

Чтоб могла вести беседу

И умела танцевать.

Король: А еще была красива,

             Грациозна и добра.

Принц: Чтобы пела всем на диво

             И к тому ж была умна.

(гремит гром)

Королева: Боже, какая сегодня гроза!

Король: Видно, прогневали мы небеса.

               Дождь проливной.

Королева: Ой, а гром как гремит!

Принц: Кажется, кто-то в ворота стучит.

Король: Это от грома в ушах твоих звон.

Королева: Кто в такой ливень покинет свой дом?

Принц (прислушиваясь)

Вот! Еще раз. Снова слышу я стук.

Королева: Ах, прикажите послать туда слуг.

Король: Эй, камердинер, ты зонтик возьми,

               Кто там стучит у ворот, посмотри.

Камердинер (возвращается)

Ваше величество! Там у ворот

Юная дама, вода с нее льет.

Платье промокло, и туфлях вода,

Но говорит, что принцесса она.

Королева: В замок ее поскорей пригласи,

                   В спальне, что справа, камин растопи.

Принц: Матушка, может быть, это судьба?

Королева: Принцессу узнать не составит труда.

Входит принцесса в мокрой одежде, делает реверанс.

Принцесса: Ваши величества, как вы добры,

                     Вы меня просто от смерти спасли

Королева: Да, подхватить так простуду легко.

Гостье согрейте скорей молоко,

Вещи ее у огня просушите,

Дайте ей платье и накормите.

(Фрейлины уводят принцессу)

Принц: Матушка, дайте скорее ответ:

             Странная гостья - принцесса иль нет?

Королева: Это мой сын, мы узнаем сейчас -

Спрячем горошину ей под матрац!

Фрейлины, быстро перины несите

И на матрац их горою кладите.

(фрейлины, бегают, носят перины и полушки)

Истина утром откроется нам.

Точный ответ на вопрос твой я дам.

(На сцене гаснет свет. Свет постепенно зажигается)

Королева: Фрейлины, сюда, скорей!

                 Доложите, да живей!

                 Как идут у нас дела?

                 Наша гостья как спала?

1-я фрейлина:

                 Ночью все она стонала.

2-я фрейлина:

                 Замок чей-то вспоминала.

3-я фрейлина:

                И вертелась, и крутилась.

4-я фрейлина:

                 Сном к утру она забылась.

Королева: Впрочем, вот она сама.

Принц: до чего же хороша!

Королева: Как, голубушка, вы спали?

                 Вам, надеюсь, не мешали?

Принцесса: Ах, со мною не шутите.

                   Государыня, простите!

                   Но всю ночь я не спала,

                   Глаз сомкнуть я не смогла.

                   Тело ноет, в синяках.

                   Спала будто на камнях.

Королева: Это принцесса, мой сын, без сомненья!

Король: К свадьбе готовить пора угощенье.

Принц: Смею просить вас женой моей стать.

Принцесса: В просьбе вам, принц, не могу отказать.

Оле-Лукойе: Не правда ли, эта принцесса мила?

                       К тому же, как видите, очень умна.

                       С наследником трона пошла под венец.

                       Горошину прячу, и сказке конец.

Поклон.

 ЗОЛУШКА, ИЛИ ХРУСТАЛЬНАЯ ТУФЕЛЬКА

Действующие лица:

  • Мачеха
  • Сестра старшая
  • Сестра младшая
  • Золушка
  • Купец
  • Мышь
  • Фея
  • Король
  • Королева
  • Принц
  • Церемониймейстер

Сцена 1

Мачеха: Золушка! Золушка! Куда пропала эта несносная девчонка? Вечно ее не до зовешься! Золушка!

Мышь: Вы слышите, что твориться? Вот так всегда. Бедная девочка. Целый день трудиться без отдыха. А вместо благодарности слышит одни упреки и крики! Все потому, что некому за Золушку заступиться. Отец ее — почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз. Мачеха сначала была сама любезность и доброта. А как только вошла в дом хозяйкой, изменилась словно по волшебству: стала злой. Слышите, как она кричит?

Мачеха: Почему ты до сих пор не огладила мне кружева? Не смей мне перечить. Грубить вздумала! Раз уж ничего не приготовила, иди, погладь мне красное платье.

Сестра старшая: Вот, погладь мне покрывало на кровать. Да гладь осторожно!

Сестра младшая: Золушка, погладь мне завтра к вечеру жакет. Да почисти зеркало. В нем ничего не видно.

Золушка: Я же его только вчера чистила, сестрица.

Сестра младшая: И еще раз почистишь, ничего не случится.

Сестра старшая: Устала я что-то сегодня. Пойду, посплю. ( Обращается к Золушке.) Не забудь к моим туфелькам банты пришить.

Сестра младшая: (встает из-за стола.) Приготовь мне булочки к завтраку. Да ванили не жалей.

Золушка: Конечно, сестрица, я все сделаю.

Купец: Как ты поживаешь, дитя мое? Я редко бываю дома, но меня все тут происходящее. Мачеха на тебя жалуется, говорит, что ты ленишься. Нехорошо, доченька. Твоя матушка очень бы расстроилась, если бы узнала о твоей нерадивости. Ты должна быть благодарна Мачехе, она обо всех нас заботиться. Помогай ей. Она тебя тогда еще больше любить станет. Обещаешь исправиться? Ты же у меня умница. Ну иди, отдыхай (уходит.)
Мышь: (качая головой.) Бедная девушка вынуждена молча сносить все обиды и не может пожаловаться даже отцу.

Мачеха: Золушка, Золушка! Ты опять принесла мне холодную воду для умывания!

Сестра старшая: Почему до сих пор на столе не накрыто? Маменька, я кушать хочу!

Сестра младшая: Ну вот, как всегда: совсем нечего есть! Не булочки же я есть должна! Я же тебя просила приготовить пирог с черникой.

Золушка: ( ставит тарелку перед сестрой младшей.) Ты просила булочки с ванилью, вот они.

Сестра младшая: Ты опять все перепутала! Маменька, она специально так делает. Она издевается надо мной!

Мачеха: Негодная девчонка! Да как ты смеешь так издеваться над моей дочерью?! Ты будешь наказана! (входит купец. Сразу успокаивается, берет из рук Золушки кастрюлю.) Ничего страшного. Успокойтесь, доченьки. Спасибо, Золушка, что хоть это сделала. Я сама накрою.

Купец: Опять вы шумите. Что случилось?

Мачеха: Ты же знаешь свою дочь. Даже то, о чем попросишь, она сделает не так , как всегда перепутает...( Замечает свиток в руках у купца.) Что это у тебя за бумага?

Купец: Король устраивает в честь своего сына большой бал и приглашает на него всех знатных людей с женами и их детьми. Вот и нам гонец принес приглашение.
Мачеха: (читает.) Его Величество Король объявляет большой бал по случаю рождения Его Высочества Принца... приглашаются знатнейшие и уважаемые люди королевства.

Сестра старшая: Это про нас!

Мачеха: Его Величество Король будут рады видеть вас... на балу со всем семейством.

Сестра младшая: Нас, нас приглашают!

Мачеха: Бал состоится вечером. Начало на закате солнца...на гербовой бумаге!

Сестра старшая: Печать королевская!

Сестра младшая: Подписано собственноручно!

Мачеха: Мы едем на бал! Наконец-то Короля посетила умная мысль!

Сестра старшая: Ну что мы наденем? У нас же ничего нет!

Мачеха: Нет, так будет!

Купец: Вот вам деньги, купите все необходимое (уходит)

Мачеха: Золушка! Отправляйся в лавку, купи все что нужно.

Сестра старшая: А по дороге купи мушки.

Сестра младшая: Ах, я так волнуюсь, что даже есть ничего не могу (берет булку)

Сестра старшая: А что Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка: Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной? Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?

Сестра старшая: Что правда, то правда.

Сестра младшая: Вот была бы умора, если такая замарашка явилась на бал (уходит)

 

Сцена 2

Мышь: Представляете, за два дня до бала сестры от волнения перестали обедать и ужинать. Они не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии.

Мачеха: Доченьки! Сегодня бал. Вы готовы? Девочки, вы должны сегодня произвести на принца впечатление. Принц должен влюбиться в одну из вас.

Сестра младшая: Я так посмотрю на принца, что он падет передо мной на колени и будет умолять о встрече!

Сестра старшая: А я выучила новый танец. Как пойдут все танцевать, я обязательно приглашу принца, и он поразиться моему умению. Я вам сейчас покажу. (танцует.)

Ну, как?

Мачеха: Муженек! Где ты там? Мы готовы ехать!

Купец: Иду, иду. Доченька, а ты почему еще не готова?

Мачеха: Наша девочка не хочет. Она говорит, что займется хозяйством.

Купец: Не скучай без нас, доченька. Мы скоро приедем. Может быть, все-таки поедешь с нами?

( Золушка опускает голову.)

Ну, как знаешь. ( уходит.)

Мачеха: Золушка! Накорми птицу, убери в доме, вымой посуду. Да, там в чулане просо с горохом смешались, так ты, перебери. И не забудь розы посадить. Ровно сто кустов, вдоль дорожки.

Сестра старшая: А если успеешь, то можешь прийти ко дворцу посмотреть на бал в окошко.

Сестра младшая: Увидишь, как принц за нами будет ухаживать.

 

Сцена3

(Золушка управляется по хозяйству и поет.)

Мышь: Бедная, бедная девочка! Опять мачеха сделала по-своему. А ты со своим добрым    

сердцем даже рассердиться на нее не можешь. И злые сестра пользуются твоей добротой. Я бы на твоем месте давно бы перестала выполнять их просьбы. Или сделала    

бы что-нибудь на зло.

Золушка: (садиться у камина и плачет.)
Появляется Фея и Паж.

Фея: Дитя моё, здравствуй! Я пришла тебя навестить. Что с тобой, дитя моё? Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? (смеется.) Не удивляйся. Я — волшебница. А значит, слышу не только то, что говорят, но и то, что думают.

Золушка: Ты права, крестная. Мне очень бы хотелось поехать на бал. Но разве можно ехать на королевский бал в этом старом и грязном платье.

Фея: Я всегда знала, что ты самая прекрасная на свете. Сбегай-ка на огород и приготовь там большую тыкву. (золушка убегает, и возвращается.)

Ну вот, теперь у тебя есть свой выезд, и ты можешь ехать во дворец. Взгляни на себя в зеркало. Ты довольна?

Золушка: (восхищается.) Ах, мое старое платье превратилось в чудесный наряд! А мои волосы! Они так красиво уложены! Спасибо тебе, дорогая крестная! Ты сделала меня такой красивой!

Фея: Не за что, милая девочка. Ты уже была прекрасной, ведь доброта прекрасна сама по себе. Я только помогла твоей красоте стать заметней.

Паж: Золушка, постой! Не можешь же ты пойти на бал в своих башмаках. Я хочу сделать тебе подарок. Милая Золушка, я не волшебник, я только учусь... Вот возьми эти туфельки.

Золушка: Ах, какая красота! Спасибо тебе мальчик!

Фея: Помни милая, Золушка, ты должна возвратиться домой до полуночи. Если ты опоздаешь хоть на минутку, твоя карета превратиться в тыкву, лошади в мышей, лакеи — ящерицами, а твой пышный наряд опять станет старым и заплатанным платьем.

Золушка: Милая крестная, я не опоздаю!

Сцена 4

Король: По-моему все удалось, все довольны, кроме принца. Дорогая, ты не знаешь, чем он не доволен?

Королева: Чего Вы ожидали, Ваше Величество? Он же не хотел идти на бал. Это Вы настояли на его присутствии. Он подчинился и не более того.

Король: Но это его день рождения!

Королева: Мальчика что-то беспокоит. Но он не хочет в этом признаваться.

Король: Но он должен выбрать себе принцессу! Как же он это сделает, если не будет ни с кем общаться?

Королева: Не беспокойтесь, Ваше Величество. Всему свое время.

Церемониймейстер: Господин Купец с женой и дочерьми!

Мачеха: Видели принца, смотрите, у вас должно все получиться. Тем более, что он один, а вас двое.

Сестра старшая: Матушка, когда принц здоровался с нами, он остановил свой взгляд на мне, вы заметили? Я уже чувствую себя принцессой!

Сестра младшая: Рано радуешься сестрица. Может быть, на тебя он и посмотрел, а мне принц улыбнулся. Вот! Маменька, это я скоро стану принцессой.

Мачеха: Успокойтесь немедленно! Главное, что бы принц оказался в наших рука.

Церемониймейстер : Прекрасная незнакомка!

Королева: Ах, как же она хороша!

Придворная дама: Завтра же закажу себе, что-нибудь похожее, если только удастся найти такую же прекрасную ткань.

Принц: (подходит к Золушке.) Прекрасная незнакомка! Откуда Вы приехали? Впрочем, не говорите. Назовите только свое имя пожалуйста.

Золушка: Ах, Принц! Зачем вам мое имя? Вы так знатны. У вас столько друзей. Вы забудете мое имя еще до того, как я уйду.

Принц: Нет! Я не смогу вас забыть никогда! Я чувствую, что теперь мы с вами связаны. И

я без вас теперь не смогу!

Церемониймейстер: Бал начинается!

Песня Золушки.

(бой часов.)

Золушка: Три, четыре...... одиннадцать...(убегает.)

Принц: Прекрасная незнакомка! Куда же вы? Подождите! Постойте! Где же вы? Я вас сейчас найду! (убегает, возвращается с туфелькой.)

 Сцена 5

Золушка: (у камина) Нет у меня больше ни кареты, ни лакеев. Да и старенькое платье не похоже на бальное, остались лишь хрустальные туфельки (смотрит на туфельки). Ах, я потеряла одну туфельку! Где же я ее потеряла?

Глашатай: Слушайте, слушайте! И не говорите, что не слышали! Приказ Его Величества Короля! Принц опечален исчезновением прекрасной незнакомки. Все, что от нее осталось это хрустальная туфелька! Каждой девушке королевства будет предложена померить туфельку. Кому туфелька придется в пору, та и станет женой принца!

Мачеха: Дочери мои, у нас есть еще один шанс. Вы должны туфельку померить.

Сестра старшая: Маменька, она мне будет в пору, я не сомневаюсь!

Сестра младшая: Почему это тебе? У меня нога лучше твоей. Принц будет моим мужем.

Мачеха: (кричит за кулису.) Господин Церемониймейстер! Можете примерить туфлю моим дочерям?

Мышь: А-а-а-а-а! Это же туфелька которую потеряла Золушка! Вот здорово!

(сестра меряют туфельку, Мышка приводит Золушку.)

Золушка: Господин, нельзя ли мне тоже померить?

Мачеха: Еще чего не хватало?

Церемониймейстер: Туфельку может примерить любая девушка королевства. Позвольте вашу ножку сударыня!

Золушка: А ведь она, кажется, мне как раз!

Церемониймейстер: И верно. Эй, слуги! Оповестите Их Величеств и Его Высочества, что незнакомка найдена!

Мышка: Наконец-то все устраивается, как положено!

(появляется Фея)

Купец: Золушка, доченька, ты ли это? Дитя мое, ты так похожа на свою покойную матушку! Как быстро ты выросла, доченька!

Фея: это не она быстро выросла, а ты долго отсутствовал дома. Пора дочку замуж выдавать. Вот и жених нашелся ( показывает на принца.)

Принц: Я прошу руки вашей дочери, уважаемый купец!

Купец: Доченька, ты согласна? Значит нужно гостей звать! Приходите гости дорогие! Скоро будем свадьбу играть!

Поклон. Финальная музыка.

 

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

свернуть
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов