Аттестация

Задачи  совершенствования профессионального уровня педагогов учреждений дошкольного образования решаются прежде всего в системе повышения их квалификации. Необходимость повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования является актуальной задачей. Квалификация педагога дошкольного образования выстраивается на компетенциях, связанных с набором навыков эффективного выполнения педагогической деятельности, качествами личности, приобретёнными в результате образования, со способностями к выполнению основной деятельности, знаниями, умениями и опытом, необходимыми для решения теоретических и практических задач профессии.

Под аттестацией педагогических работников понимается «изучение и оценка  их профессионального  уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию  знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития обучающихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения».

Актуальными видами аттестации воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного профессионального развития являются:

  • итоговая аттестация воспитателей
  • аттестация в процессе подтверждения или присвоения квалификационной категории (экзамен и аттестационное собеседование).

Нормативные правовые документы:

Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101»

Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь  ад 22 жніўня 2012 г. № 101»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22 июля 2021 г. № 55 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении Выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»

Перспективный план повышения квалификации педагогов

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ ГУО «ЯСЛИ-САД № 239 г. МИНСКА»

2020/2024

№ п/п

ФИО

должность

образо-

вание

стаж работы в учреждении

категория

дата прохождения

пов. кв.

2020

2021

2022

2023

2024

1

Боброва Ю.А.

педагог-психолог

ВС

с 25.08.2020

б/к

Сентябрь  2019

 

 

+

 

 

2

Шевчик Н.Л.

учитель-дефектолог

ВСП

с 02.09.2013

высшая 19.06.2018

Март

2021

 

+

 

 

+

3

Баранова Н.В.

муз. рук-ль

ВСП

с 17.09.2019

высшая 30.04.2019

Декабрь

2019

 

 

+

 

 

4

Дудник А.В.

муз. рук-ль

СС

с 01.04.2021

б/к

Февраль

2021

 

+

 

 

+

5

Орлова О.Г.

учитель-дефектолог

ВСП

с 01.11.2019

б/к

Февраль

2020

 

 

 

+

 

6

Кисель Н.М.

Рук-ль физ. восп.

ВС

с 13.07.2020г.

первая 15.03.2018

Ноябрь

2020

+

 

 

+

 

7

Метлицкая Н.А.

воспитатель ДО

ВД

с 02.11.2012

первая

29.03.2021

Январь

2021

 

+

 

 

+

8

Хмелёва Ю.Н.

воспитатель ДО

СС(нач)

ВП

с 28.10.2013

первая 19.12.2017

Декабрь

2019

 

 

+

 

 

9

Дудко В.И.

воспитатель ДО

ВП

с 06.07.2018

б/к

Июнь

2021

+

+

 

+

 

10

Казак О.В.

воспитатель ДО

ВД

с 01.08.2014

первая 10.12.2020

Май

2019

 

 

+

 

 

11

Протас А.Ю.

воспитатель ДО

ВП

с 01.10.2018

б/к

Февраль

2019

 

 

+

 

 

12

Волосевич Д.В.

воспитатель ДО

ССД

с 14.08.2020

б/к

МГПК

2020

 

 

+

 

 

13

Минина М.В.

воспитатель ДО

ВП (нач)

с 24.06.2019

б/к

Октябрь

2021

 

+

 

 

+

14

Зыль А.О.

воспитатель ДО

ВД

с 15.08.2020

б/к

МГПУ им. М.Танка

2020

 

 

 

+

 

15

Навицкая А.Д.

воспитатель ДО

ССД

с 16.08.2021

б/к

МГПК

2021

 

 

 

 

+

16

Марчук В.В.

воспитатель ДО

 

с 15.08.2019

вторая

12.01.2021

Ноябрь

2020

 

 

 

+

 

17

Дюделова К.С.

воспитатель ДО

ССД

с 01.12.2020

б/к

МГПК

2020

 

 

 

+

 

18

Брищук В.В.

воспитатель ДО

ССД

08.09.2021

б/к

Гродн.

гос.универ.

им. Я.Купалы

пост 2021

 

 

 

 

+

19

Стецюк Д.В.

воспитатель ДО

ССД

с 13.08.2021

б/к

МГПК

2021

 

 

 

 

+

20

Свирида Н.А.

воспитатель ДО

ССД

с 13.08.2021

б/к

МГПК

2021

 

 

 

 

+

свернуть

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории

Направление деятельности: Воспитатель дошкольного образования

Нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса

Основы государственной политики в сфере образования. Государственные гарантии в сфере образования.

Основные термины, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании, и их определения.

Требования, предъявляемые к педагогическим работникам. Права и обязанности педагогических работников.

Система образования в Республике Беларусь. Основное, дополнительное, специальное образование. Формы получения образования.

Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования.

Образовательный стандарт дошкольного образования как инструмент обеспечения качества.

Учебная программа дошкольного образования как технический нормативный правовой акт, определяющий цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, результаты освоения воспитанником содержания учебной программы дошкольного образования.

Планирование деятельности на основе типового учебного плана дошкольного образования.

Порядок деятельности учреждения дошкольного образования на основе Положения об учреждении дошкольного образования.

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы для обеспечения безопасных условий жизни воспитанников учреждений дошкольного образования.

 

Современная теория и методика обучения и воспитания

Содержание образования и его компоненты.

Деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подход в образовании.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся.

Технологии образовательного процесса. Классификация образовательных технологий.

Современные средства обучения.

Организация образовательного процесса.

Контроль и оценка результатов учебной деятельности обучающихся.

Цель и задачи воспитания. Основные требования к воспитанию. Основные составляющие воспитания.

Гуманистический подход к воспитанию; субъект-субъектное взаимодействие в процессе воспитания.

Детский коллектив как субъект воспитательного взаимодействия.

Воспитание в процессе образовательной деятельности.

Организация воспитательного процесса.

Формы организации воспитательного процесса.

 

Теория и содержание преподаваемого предмета (реализуемого направления педагогической деятельности)

Социальная роль воспитателя учреждения дошкольного образования на современном этапе.

Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми: функции и структура.

Типы педагогического взаимодействия.

Основные закономерности и факторы развития личности ребёнка раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности обучающихся.

Здоровьесберегающая система в учреждении дошкольного образования как условие обеспечения качества дошкольного образования.

Работа воспитателя по обеспечению безопасной жизнедеятельности воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие разностороннего развития ребёнка.

Планирование образовательного процесса.

Характеристика игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста и как формы организации образовательного процесса.

Виды игр, их характеристика, руководство.

Сущность, задачи и содержание физического развития детей раннего и дошкольного возраста, их взаимосвязь.

Планируемые результаты освоения учебной программы дошкольного образования по физическому развитию воспитанников разных возрастных групп.

Сущность, задачи и содержание социально-нравственного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста, их взаимосвязь.

Воспитание и развитие личности ребёнка в труде.

Планируемые результаты освоения учебной программы дошкольного образования по социально-нравственному и личностному развитию воспитанников разных возрастных групп.

Сущность, задачи и содержание познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, их взаимосвязь.

Планируемые результаты освоения учебной программы дошкольного образования по познавательному развитию воспитанников разных возрастных групп.

Сущность, задачи и содержание речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, их взаимосвязь.

Приобщение детей дошкольного возраста к белорусскому языку.

Планируемые результаты освоения учебной программы дошкольного образования по речевому развитию воспитанников разных возрастных групп.

Сущность, задачи и содержание эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста, их взаимосвязь.

Планируемые результаты освоения учебной программы дошкольного образования по эстетическому развитию воспитанников разных возрастных групп.

Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи на современном этапе.

Преемственность дошкольного и общего среднего уровней образования.

Формирование готовности детей к обучению в школе.

 

Современные технологии, методы, приемы, средства образовательной деятельности по преподаваемому предмету (направлению педагогической деятельности), психологической помощи, коррекционной работы

Формы и методы физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Методическое обеспечение физического развития детей раннего и дошкольного возраста (В.И. Шишкина, В.Н. Шебеко, Л.Д. Глазырина, Т.Ю. Логвина, М.Н. Дедулевич и др.).

Речевое развитие детей в разных видах деятельности.

Методика развития словаря детей раннего и дошкольного возраста.

Методика формирования грамматического строя речи у детей раннего и дошкольного возраста.

Методика воспитания звуковой культуры речи детей.

Методика развития связной речи детей раннего и дошкольного возраста.

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Речевое творчество воспитанников. Методическое обеспечение речевого развития детей раннего и дошкольного возраста (Н.С. Старжинская, А.Л. Давидович, Д.Н. Дубинина, В.Л. Пашко и др.).

Формы и методы ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с природой.

Методическое обеспечение экологического образования ( А.А. Петрикевич, Л.К. Ладутько, Е.А. Рублевская и др.).

Методика формирования у воспитанников элементарных математических представлений: знакомство с геометрическими фигурами и формой предмета, количество и счёт предметов, ориентировка в пространстве и времени.

Технология алгоритмизации процесса математического развития детей дошкольного возраста (И.В. Житко).

Методы эстетического развития детей.

Характеристика методов и приёмов обучения детей раннего и дошкольного возраста изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Методы и приёмы приобщения воспитанников к произведениям искусства.

Методическое обеспечение обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности (Е.В.Горбатова, В.А. Силивон и др.).

Методика обучения детей конструированию и детскому дизайну.

Развитие творческих способностей ребенка в музыкальной деятельности.

Методическое обеспечение обучения детей музыкальной деятельности (О.Н. Анциперович, О.Н. Зыль, Л.С. Ходонович, Г.А. Никашина).

Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.

свернуть

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и рекомендациями «Методическое обеспечение аттестации педагогических работников» ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком. Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа. Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость. Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них: инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов; вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла. Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена. В случае, если педагогический работник набрал менее 5 (пяти) баллов за инвариантную часть и (или) менее 11 баллов за вариативную часть, он не допускается к дальнейшей сдачи квалификационного экзамена. В экзаменационную ведомость вносится оценка «не сдал».

 Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта. Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в рекомендациях «Методическое обеспечение аттестации педагогических работников». Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16. Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д. Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов. Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.

Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

свернуть
Меню раздела
Опросы
Какой раздел сайта ресурсного центра вызвал у Вас наибольший интерес
Результаты опросов